Дмитрий Косырев, Sputnik.
Саммит Россия-АСЕАН в Сочи оказался не точно соответствующим своему названию. По ключевой его (экономической) тематике следует читать не только и не столько "Россия", сколько ЕАЭС и ШОС.
То есть лидеры десяти стран Юго-Восточной Азии намечают масштабный рывок в сотрудничестве не только с Россией, а еще с ее партнерами, входящими в одно из, или в оба объединения — Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном…
Начнем с чисто визуального эффекта — в России находились одновременно десять (на самом деле девять, только что проигравшие выборы лидеры Филиппин отсутствовали) глав государств и правительств, которые вместе и по отдельности вели переговоры с высшим российским руководством насчет резкого ускорения связей в торговле, военно-техническом сотрудничестве, взаимодействии по линии разведок, а также о туризме, общении культур…
Вообще-то заметно, что ссора Москвы с "западной" группой государств, санкции, война в Сирии и все прочее резко усилили интерес к России в мире, визитов, встреч и звонков стало больше, Россия оказалась всем нужна. Но как конкретно это проявляется в регионе Юго-Восточной Азии (южнее Китая, восточнее Индии), куда входят как гиганты (Индонезия с ее почти 260-миллионным населением), так и совсем маленькие страны, типа Брунея?
Посмотрим, что происходило накануне саммита как такового. Мелькают упоминания проектов и контрактов: Индонезия хочет купить Су-35, прославленные войной в Сирии; Бруней интересуется "Суперджетом"; Таиланд готов наращивать взаимные поставки сельскохозяйственной продукции, Вьетнам активнее всех… 2016-й год вдобавок объявлен Годом культуры Россия-АСЕАН, со множеством фестивалей и прочих мероприятий.
Бывший несущественным товарооборот России со странами региона вырос вдвое между 2010 и 2015-м годом, до 22,5 миллиардов долларов. В 2015-м он почти вдвое же упал. Почему? Потому что падение мировых цен на нефть и газ абсолютно одинаково воздействовало на "нефтегазовые" страны АСЕАН и Россию.
Зато в начале этого года начался взрывной рост деловых отношений. В физическом объеме российский экспорт туда рос на 20, 30%… АСЕАН оказалась единственным регионом, откуда пошли инвестиции в российское сельское хозяйство (вдобавок к росту товарооборота в этой сфере). Но и Россия начала всерьез инвестировать в регион.
Видимо, поменялась или меняется экономическая модель. Российская "нефтяная" экономика не состыковывалась с асеановской. А вот активизация иных отраслей сразу сделала РФ более важным партнером для этих стран.
Саммит определил новые "драйверы роста" — это уже не только энергетика, а хай-тек и инновации (включая военную сферу), сельское хозяйство и отраслевая наука в таковом, плюс культура и образование.
Ключевым итогом саммита в Сочи можно вдобавок считать то, что теперь наши страны официально взяли курс на "сопряжение" (официальный термин) интеграции АСЕАН с такими же процессами в ЕАЭС и ШОС.
То есть речь идет не просто о России, а и о ее соседях и союзниках. Речь фактически о перспективах свободной торговли между нами, с взаимным изучением нынешних тарифов, стандартов и прочих правил игры. Зона свободной торговли стала официальной целью наших усилий.
Вопрос в том, насколько хорошо центральная бюрократия того или иного экономического объединения помогает бизнесу той или иной компании. Бывает по-всякому. Но в целом бизнесмены из АСЕАН, сопровождавшие своих лидеров, хорошо поняли, что открывая дело в одной из стран ЕАЭС, вы можете работать без дополнительных трудностей в прочих странах сообщества.
И еще: инициатива сопряжения регионов исходила от России как хозяйки саммита. Но затем некоторые из лидеров АСЕАН стали говорить, что это вообще-то их инициатива. Что ж, мы не против.
Теперь — о политике. В современной истории найдешь немного примеров, когда сразу десять лидеров государств устраивают выезд на территорию какого-то из своих партнеров. Руководители стран Юго-Восточной Азии внесли это новшество в мировую практику, и начали с России. Раньше все было как обычно — собирались в одной из своих столиц, кого-то приглашали на разговор…
Да, начали именно с России. Договоренность о "выездном" саммите была заключена первой с Москвой. Вашингтон, понятно, не мог не попытаться воздействовать — подсказать, что едут не в ту страну (как он это делает с момента введения антироссийских санкций, а весьма бледный результат мы все видим). Страны АСЕАН ответили вежливо, но уклончиво. Американская дипломатия запустила запасной вариант: ну, хорошо, но пусть первый "выездной саммит" будет в США. Что ж, они поехали в Америку, в феврале. Но теперь появились в Сочи.
И здесь мы выходим на политику — на ту роль, которую играет в мире АСЕАН.
Эта роль обозначается словом "баланс". США приглашают кого-то из ЮВА в Транстихоокеанское торговое партнерство? Те не отказываются, но тут же активно вступают в подобные проекты с Китаем и, как видим, с Россией и ее соседями — для баланса.
Асеановцы в целом стараются не допускать доминирования какой-то одной сверхдержавы в регионе. Усиливаются США — асеановцы теснее дружат с Китаем, и наоборот. Сейчас Китай слишком усилился, страны ЮВА снова начали активно играть с Америкой. Есть шанс приобрести третью опору устойчивости, с помощью России? Тем лучше.
Этот сюжет не заканчивается на саммите в Сочи, он будет продолжаться еще долгие годы. И вряд ли он помешает перспективам роста торговли стран АСЕАН с Россией и ее партнерами с евразийских пространств.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции