Арменуи Мхоян, Sputnik.
Каждое изделие, прежде чем найти владельца, приобретает особую форму и стиль, переданную мастером. Ювелир, для того чтобы создать идеальное украшение, должен вложить в него душу, а предмет становится оригинальным благодаря почерку мастера.
Ани Рашоян увлеклась ювелирным делом после окончания отделения графики гюмрийского филиала Академии художеств. Ювелирная стихия передалась также ее мужу и деверю — Мамикону и Ашоту Микаелянам.
Для братьев-близнецов ювелирное дело не только профессия, но и хобби. Однако как говорят сами мужчины, они изготавливают не просто украшения, а являются ваятелями украшений, все работы эксклюзивные и уникальные: каждое украшение создается с новой подачей.
"У меня и у брата в основном сюжетное мышление: ни один камень просто так не вставляется. Украшение должно говорить о чем-то, иначе оно нам неинтересно. Мы не просто ювелиры, в таком случае продукция была бы фабричной. Акцент мы не ставим на модные, стильные или так называемые брендовые украшения. Очень любим армянскую символику. Однако в нашем деле важно то, что все делается с любовью. Прежде, чем украшение одобрит заказчик, оно должно понравиться нам", — говорят братья.
Братья, будучи скульпторами, в основном используют металл — серебро, медь, латунь. А между тем Ани использует полимер, глину, дерево, различные натуральные камни.
"С точки зрения материала нет никаких ограничений, даже в некоторых работах совмещаем кажущиеся несовместимыми камень и металл", — говорит художница.
Работы Ани и братьев Микаелян отличаются по стилистике от фабричных изделий.
У мужчин доминируют объем и форма, у Ани — цвет, так что синтез получается своеобразным и идеальным. В первую очередь работы должны понравиться мастеру — это и есть залог успеха молодых ювелиров.
Ани уже не помнит, когда продала свое первое украшение, а вот братья очень хорошо знают свою первую работу. Это был "Винни Пух" — брелок для ключей отца. Знакомые увидели и начали делать заказы. Так и пошло…
"По сей день многие заказывают именно брелки с героями мультфильмов", — отмечают братья.
Сегодня молодые ювелиры принимают заказы из-за рубежа, однако больше всего заказов поступает из Еревана. Мастера откровенно признают, что в самом Гюмри у них мало заказов, однако если им приходится что-то делать для местных жителей, это бывают именно те украшения, которые больше всего нравятся искусствоведам. Заказы в основном поступают от женщин. Если же украшение попросил изготовить мужчина, то это обязательно подарок для представительницы прекрасного пола. Малокто из мужчин приобретает что-то для себя лично.
Мастера отмечают, что в отличие от женщин, у мужчин не сильное воображение. Преимущественно, они приобретают украшения с изображением льва или что-то в этом роде. А между тем в украшениях много символики.
Семейный триумвират хорошо взаимодействует. Однако братья Микаелян признают, что Ани среди них самая трудолюбивая.
Кроме того, Ани взяла на себя организационные вопросы: распространяет информацию об украшениях, принимает заказы и руководит всем процессом.
"Мы немножко ленивые в этом плане, однако, если заказчику пообещали, что изделие будет готово через два дня в такой-то час, то так оно и будет. Мы любим работать спокойно, должно сойти вдохновение, чтобы сесть и начать создавать украшение", — отметил Мамикон.
Мастера признаются, самые дорогие изделия, с которыми никогда не расстанутся — это украшения, созданные для любимых женщин. Однако в целом у них один подход к украшениям: "Это скульптуры, созданные с любовью и душой. Человек искусства должен быть честным и свободным".
В течение всего интервью троица мастеров передала такие положительные эмоции, что два часа пролетели как две минуты, весело рассказывая и дополняя друг друга. Все это время звучала непрерывная симфония создания ювелирных шедевров.