ЕРЕВАН, 26 мая — Sputnik, Ани Липаритян. Первый в мире многомоторный самолет "Русский витязь" 26 мая 1913 года совершил дебютный полет. Подарил жизнь воздушному судну выдающийся инженер Игорь Сикорский.
Самолет изначально был назван "Гранд", потом его переименовали в "Большой Балтийский", а после некоторых доработок название было сменено на "Русский витязь".
Изначально Сикорский задумал проект опытного самолета для дальней разведки, и идея превратилась в реальность. Кроме того, новый самолет превосходил по размерам и взлетному весу все машины, построенные до него.
"Русский витязь" — прадед тяжелой авиации в России
Так получилось, что "Русский витязь" стал основой для нового направления в авиации — тяжелого самолетостроения. Проект молодого инженера Игоря Ивановича (а на момент запуска самолета ему было 24) положил начало созданию тяжелых бомбардировщиков, транспортников, разведчиков и пассажирских авиалайнеров по всему миру.
Прямым продолжателем "Русского витязя" стал четырехмоторный самолет "Илья Муромец", первый экземпляр которого был построен в октябре 1913 года.
Сикорский с детства интересовался механикой, а в студенческие годы — строительством летательных аппаратов. Уже тогда проявленный им талант помог возглавить студенческое авиационное общество.
Пять минут, полет нормальный
Будущий инженер в 1908 году делал попытки построить экспериментальный вертолет, оснащенный 25-сильным двигателем, который стал основой для последующих работ инженера с вертолетами. К 1910 году был построен второй вертолет, он имел два пропеллера, которые вращались в противоположных направлениях.
Еще в довоенный период изобретатель Сикорский пришел к выводу, что будущее не за маленькими одномоторными аэропланами, а за большими летательными аппаратами с двумя или более двигателями, которые отличались преимуществом в дальности полета, новыми возможностями и системой безопасности.
Игорь Сикорский рассказал о своих замыслах по строительству большого воздушного корабля Михаилу Владимировичу Шидловскому, который был главой Русско-Балтийской вагонной компании. Шидловский внимательно выслушал молодого изобретателя, изучил его чертежи и дал разрешение на работу в этом направлении.
В этот период большинство специалистов не верили в возможность создания большого самолета. Считалось, что большой самолет вообще не сможет взлететь. Однако Сикорский приступил к работе, которая шла быстрыми темпами — энтузиасты работали по 14 часов в сутки. В феврале 1913 года все части самолета, который заводской люд, щедрый на всякие прозвища, назвал "Грандом", что переводится как "великий" или "большой", в основном были готовы.
Это был настоящий гигант: размах верхнего крыла был 27 метров, нижнего — 20, а общая их площадь — 125 кв. м. Взлетный вес летательного аппарата — более 3 тонн (с нагрузкой до 4 тонн), высота — 4 метра, длина — 20 метров. Шасси "Витязя" тоже было громоздким.
После нескольких пробных испытаний, 26 мая 1913 года около 9 часов утра на лугу, примыкавшем к Корпусному аэродрому Петербурга, авиатор-конструктор Игорь Сикорский вместе с четырьмя пассажирами совершил блестящий, вполне удачный полет на летательном аппарате "Гранд". Самолет поднялся на высоту около 100 м и за полчаса (не при полной силе газа) развил скорость до 100 км/ч, очень хорошо выполнил несколько крупных виражей и плавно приземлился.
Наблюдавшая за этим публика была в восторге.
2 августа 1913 года самолет установил мировой рекорд продолжительности полета — 1 час 54 минут. Между тем, прожил "Русский витязь" недолго. 11 сентября 1913 года на конкурсе военных самолетов с пролетавшего над бипланом Сикорского самолета "Меллер-II" сорвался двигатель, который упал на левую коробку крыльев "Витязя". Игорь Сикорский, который в то время уже сосредоточился на создании бомбардировщика "Илья Муромец", решил не восстанавливать поврежденный самолет.