ЕРЕВАН, 1 июн — Sputnik. Впервые собаки стали слушать, как им читают в 90-е годы в Америке. Использовать собак в качестве "терапевтов" начали гораздо раньше — в 1961 году. Животных привлекали для реабилитации людей с нарушениями психики, а в дальнейшем и для работы с самыми разными патологиями.
По словам Людмилы Амарантовой, руководителя команды "Собаки для жизни", это широко распространенная в Европе практика: в Финляндии, например, собак не успевают тренировать — настолько большая в них потребность. За два месяца чтения книг собаке, — столько длится курс "КниГАВ", дети становятся более уверенными в себе и избавляются от страха чтения вслух перед классом. Для ребенка важен психологический комфорт, понимание, что его интересно слушать.
Смысл таких занятий — побудить мотивацию к чтению, почувствовать уверенность в своих силах. Чаще всего дети боятся допустить ошибку. Собаке же все равно читает ребенок хорошо или плохо, она не будет делать замечания.
"К нам приходят волонтеры с питомцами. У каждой собаки свой индивидуальный характер. Мы тестируем ее и смотрим, рекомендовать или не рекомендовать для занятий. Мы берем в нашу команду собак, которые уже подходят для этой работы — с совсем недрессированными не работаем. Животное должно быть старше 9 месяцев и иметь базовую подготовку. Если собака достаточно терпеливая, может долго лежать, легко поддается дрессировке и учит трюки: как указать лапой или носом на книжку, перевернуть страничку, то собака включается в обучение", — рассказала Яна Задорожная, куратор проекта "КниГАВ".
По ее словам, на детей неизгладимое впечатление производит, когда хвостатый слушатель самостоятельно "выбирает" книгу. Обязательные требования к питомцу — быстрая обучаемость, желание общаться с людьми, умение работать в команде, отсутствие агрессии — собака должна одинаково хорошо относиться к другим животным. Разумеется, собака тоже должна получать удовольствие от того, что ей читают книжку, от того, что вокруг нее дети, а она в центре внимания.
В свою очередь, к детям тоже есть одно требование: они должны уметь читать.
"Важна мотивация к чтению и улучшение уже существующих навыков — мы не учим читать "с нуля". Средний возраст детей от 6 до 12 лет — после 12 у ребят обычно появляются другие интересы", — говорит Задорожная.
Проект на волонтерских началах был запущен в декабре 2014 года. Специалисты индивидуально занимались с малышами два раза в неделю по 20 минут.
"Даже невооруженным глазом очень скоро стал виден результат: ребенок становится более раскрепощенным, читать в коллективе вслух ему легче. В комнате с ребенком нахожусь только я и собака — даже родителей просят выйти. Собака сама по себе не "работает", она подчиняется моим скрытым командам. Питомец, конечно, выбирает книгу не самостоятельно. Сначала мы проводим беседу с ребенком, чтобы узнать его предпочтения и степень владения техникой чтения: книга должна быть не слишком сложной, чтобы не вызывать затруднений, стресса. По моей команде собачка "указывает" на книгу, которая больше всего подходит ребенку", — отмечает куратор проекта "КниГАВ".
По словам организаторов, на чтения приходят абсолютно разные дети, не всегда с дефектами речи. Аналогичные проекты есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Петропавловске-Камчатском, популярностью услуги четырехлапых питомцев пользуются и на постсоветском пространстве, в частности, в странах Балтии.
"Мы смотрим, есть ли у ребенка логопедические нарушения или его просто нужно приобщить к чтению. Мы работаем с детьми, инвалидами, пожилыми людьми". Прийти на занятия может любой желающий, говорят организаторы. Контакт с домашними животными полезен и учит детей и взрослых добру", — говорит Задорожная.