В поисках армянского туризма нашим первым пристанищем стала Арагацотнская область, в частности некоторые из многочисленных церквей, находящихся в этой области. Первой остановкой стало село Мугни.
На момент нашего посещения церкви Св. Геворка села Мугни, здесь было непривычно оживленно. Оказалось прибыла группа учеников из нескольких ереванских школ, которые со своими родителями и учителями приехали сюда на экскурсию. Нам сообщили, что подобную картину можно наблюдать почти каждые выходные.
Учащиеся посещают церкви, преимущественно, в конце учебного года. Для школьных экскурсий самым удобным местом является Арагацотнская область: она не только находится близко к столице, но и богата историко-культурными памятниками.
"Почти в каждом селе Арагацотнской области есть своя церковь. Это ведь территории исторического Айраратского района Великой Армении, богатые церквями и монастырями", — сообщила наша собеседница, экскурсовод Софья Овсепян.
Монастырь Св. Геворка, датируемый XIII веком, был одним из значимых мест паломничества в средневековой Армении. Основателями монастыря является братство Ованаванка, члены которого привезли сюда мощи святого Геворка. Мощи были перевезены из Ованаванка, расположенного на берегу ущелья реки Касах, поскольку дети, отправляющиеся в паломничество к мощам святого, часто срывались в пропасть.
В том, что опасность действительно есть мы убедились, когда, прибыв в Ованаванк, увидели группу учащихся.
Не успев спуститься с автобуса, они сразу же побежали в направлении ущелья. Учителя и родители отругали их за это, а наш экскурсовод продолжила рассказ о том, что первая христианская церковь была построена здесь еще в VI веке на месте языческого храма и была разрушена вследствие землетрясения.
Позже на этом месте была сооружена новая церковь и захоронены мощи Иоанна (на армянском Ованнеса) Крестителя, вследствие чего монастырский комплекс получил название Ованаванк. По другой версии, название храма связано с именем Ована — настоятеля монастыря.
На момент нашего посещения школьники оказались единственными посетителями историко-культурного памятника, не считая парящих над ущельем соколов. Показывая камни-кресты в стенах Ованаванка, наш гид рассказала, что в свое время, устанавливая их в стенах храма, армяне пытались защитить свои духовные ценности от уничтожения завоевателями.
Помимо этого, церковь имела и тайный выход к ущелью, благодаря чему, согласно приданиям, верующие могли не только укрыться в церкви, но и убежать через потайной ход.
Мы решили найти подтверждение этим легендам.
Долго не пришлось искать. На дороге, ведущей к ущелью со двора церкви, мы заметили закрытый решетками вход в пещеру. Заметив нашу заинтересованность, один из работников, присматривающих за монастырем, подошел и отворил железный замок.
"Внутри церкви, прямо под алтарем был тайный вход, откуда можно было спуститься в ущелье", — сказал сопровождавший нас мужчина. Он показал на камни, упавшие в пещеру, и отметил, что со временем, либо вследствие падения камней, либо специально, вход был закрыт.
Наш спутник не скрывал, что до нас этим входом также интересовались.
"Пусть откроют и покажут туристам", — сказал он, выразив уверенность, что и количество посетителей увеличится и интерес возрастет.
Софья Овсепян не скрыла также тот факт, что иностранные туристы, посетив 1-2 церкви, устают и ищут что-то новое. Однако, несмотря на это, не всегда с восторгом принимают предложение спуститься в ущелье и посмотреть на пещеру. Причиной является отсутствие инфраструктур.
На этом слове нашу беседу прервал один из местных сельчан и сообщил, что кто-то жалуется на отсутствие дорог, а вот армянские богачи имеют специальный лифт для того, чтобы спуститься в ущелье.
"У Мики Багдасарова (бизнесмен, бывший владелец авиакомпании "Армавиа"-ред.) здесь свой особняк, — говорит он, показывая один из шикарных домов, построенных на берегу ущелья. — Оттуда лифт ведет прямо в ущелье, они по нему и спускаются".
А без лифта в ущелье в основном осмеливаются спуститься молодые туристы, ищущие острых ощущений.
"Сначала спускаются в Сагмосаванк, потом через ущелье возвращаемся в Ованаванк. Однако это делают только местные армяне, туристы по этому маршруту в основном не проходят. Кроме того, в это время года здесь бывает много змей и очень рискованно. Поэтому и в основном походы организуем весной и осенью", — отмечает Овсепян.
Он отметил, что таких интересных и важных мест в Армении много, однако о них даже местные жители не знают.
Нашей следующей остановкой был монастырь Сагмосаванк. Эта церковь, основанная в средние века, также построена в ущелье, в другой ее части.
В этом комплексе также помимо школьников, других туристов не было, что не очень-то и удивило нашу спутницу. Старт туристическому сезону дан, однако потока туристов в этом году еще не было. По словам гида, в этом году, по сравнению с прошлым, количество иностранных туристов намного меньше.
К разместившимся во дворе Сагмосаванка школьникам время от времени подходили священники и беседовали с ними.
На заднем дворе церкви заметили столик в национальном армянском стиле, на котором были выставлены глиняные кувшины. Нам сообщили, что намечена свадьба молодой пары из Ирана по старым армянским традициям.
Эту национальную церемонию с большим воодушевлением особенно ждали дети. Однако, когда приехали молодые и их гости, ожидающих постигло разочарование.
Традиционным оказалось лишь убранство стола, все остальное было современным.