ЕРЕВАН, 3 июн — Sputnik. Негативное отношение к памятнику армянскому военачальнику и общественному деятелю Гарегину Нжде обусловлено реакцией СМИ, говорит архитектор и автор памятника Гагик Степанян.
Памятник армянскому национальному герою Гарегину Нжде был открыт 28 мая. В обществе разгорелись нешуточные страсти вокруг этой темы, скульптура была подвергнута критике из-за сходства с образом великого российского императора Петра I.
Скульптор учился в Санкт-Петербурге, однако шутливо замечает, что не видел изваяния Петра I, и тем более не уподоблял ему Гарегина Нжде. Степанян отмечает, что для создания образа Нжде изучил фотографии различных периодов его жизни и на этой основе создал собирательный образ героя.
"Я должен был создать собирательный образ Гарегина Нжде — выдающегося полководца, политического и общественного деятеля и, наконец, величайшего мудреца, философа и нашего национального идеолога первой половины XX века", — сказал скульптор журналистам.
Авторов, конечно же, огорчает критика, звучащая в адрес их творений, однако архитектор памятника Нжде Аслан Микаелян пытается найти в этом что-то положительное.
"Если не критикуют, значит ничего не сделано. Я не припомню хотя бы одну установленную скульптуру, в адрес которой не звучала бы критика", — говорит соавтор памятника и вспоминает прозвища, прикрепленные к памятникам Арно Бабаджаняну и Вардану Мамиконяну, добавив, что они не только полюбились со временем, но и вошли в ряд самых значимых монументальных работ в столице.
Конкурс на лучший проект памятника Гарегину Нжде был объявлен еще в 2011 году Союзом художников. Во время этого конкурса ни один проект не получил одобрение. Позже мэрия объявила второй конкурс, где победителем была признана уже всем известная скульптура.
Кстати, автор скульптуры участвовал также и в первом конкурсе, однако с другим проектом, где Нжде был изображен с мечом в руках.
"Просто рука была положена на меч. Меч просто был символом креста и веры, а под ним была надпись, что это символ силы", — рассказывает скульптор.
Во втором проекте автор, как он шутливо замечает, решил "обезоружить" Нжде, поскольку в качестве символа национальной идеологии памятник Нжде не нуждался в оружии.
У скульптора поинтересовались, пытается ли он вести разъяснительные беседы с гражданами по поводу памятника. "Все желающие могут подойти, расспросить, я объясню", — говорит автор и рассказывает, что иногда люди остаются при своем мнении, а иногда после его объяснений, меняют свое мнение относительно памятника.
"В какой-то момент решил больше не видеть памятник, однако, думаю, все же необходимо ходить и беседовать с людьми", — сказал скульптор.
После памятника Гарегину Нжде Гагик Степанян решил не предпринимать новых работ, не потому что был разочарован критикой, звучащей в адрес его произведения, а потому что этому памятнику он отдал весь свой творческий потенциал и силу.