ЕРЕВАН, 7 июн — Sputnik, Регина Хохлова. Сессию "Новые медиа: гарант свободы информации" открыл министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. Он подчеркнул, что государство отвечает за то, чтобы у граждан была безусловная возможность доступа к информации: "Недостаточно просто делать работу, которую выполняют журналисты. Важно, чтобы информационный продукт был доступен глобальному сообществу. Для этого надо развивать инвестиции в интернет", — подчеркнул министр.
По мнению Флеминга Роуза, датского писателя и журналиста, цензура и монополия на информацию в век интернета все еще существует.
"Мы являемся свидетелями парадокса: из-за технологий люди имеют возможность выразить себя через любой девайс. Официальная платформа для коммуницирования с миром больше не нужна. Чтобы управлять этим взрывом информации, государства строят границы для защиты своей суверенности, но многие правительства заходят слишком далеко в своей попытке контролировать свободу слова, налагая на нее все новые и новые ограничения. Как нам справиться с многокультурностью, сохраняя такие фундаментальные ценности как свобода слова? Либеральная демократия не должна считать преступлением мнение человека, каким бы оно ни было", — сказал Роуз.
Президент и генеральный директор Афинско-Македонского агентства новостей (ANA-MPA) Михаил Псилос рассказал о двух видах цензуры, с которой сталкивается современный журналист.
"Первая — политическая, религиозная, государственная. Это любая попытка запретить доступ граждан к информации. Второй вид — самоцензура. Она существует среди нас, журналистов, которые боятся последствий своей работы. Медиа стали мощным оружием, которое можно использовать тем или иным способом». По словам Псилоса, СМИ не нуждаются в цензуре. Основной элемент новостного агентства в современном мире — это тщательный, оперативный и достоверный анализ того, что происходит в мире.
"Сегодня Google — самый большой цензор, который работает более чем в 200 странах мира", — такое мнение высказала Бранка Джукич, генеральный директор информационного агентства Tanjug. Поисковик обязан соблюдать местные законы, поэтому, когда местные власти просят что-то убрать, он должен подчиниться, пояснила Джукич.
"Тысячи единиц контента были стерты из результатов поиска. Цензор нашего времени — Марк Цукерберг. Раньше журналисты изучали все аспекты новости, проверяли факты, спрашивали мнения обеих сторон. Сейчас новость "вбрасывается» на просторы интернета, где активно начинает обсуждаться читателями", — рассказала Джукич.
С ней согласился Дмитрий Сергеев, первый заместитель генерального директора Mail.ru Group: "Цензура в современном мире — это система алгоритмов, благодаря которой новость с большим количеством лайков повышается в ленте. Чем больше пост нравится кругу ваших друзей, тем более широкий охват он получит. Среднестатистический пользователь проверяет смартфон 300 раз в день. Скорость распространения информации сильно меняется. Новость на Facebook живет 48 часов, пик ее читаемости приходится на первые 10 часов. Любопытное следствие — мы не занимаемся журналистикой. Мы — технологическая платформа. Мы оперируем в рамках законодательства тех стран, где работаем, у них есть свой внутренний регулятор. К тому же существует внутренняя модерация: пользователи сами жалуются на контент порнографического, националистического характера. Для читателей важна мультиканалость и интерактив: любой человек может стать соучастником производства новостей", — рассказал Сергеев.
Его точку зрения разделяет Крис Борейн, коммерческий директор медиагруппы Mail & Guardian Media Group: "Линейные медиа уже не удовлетворяют потребности людей. У журналистов больше нет эксклюзивных прав на истину. Любой человек, у которого есть заряд на телефоне, может рассказать свою историю через Facebook или Twitter. Новостные агентства должны делать ставку на факты и уходить от анализа. СМИ должны проверять в достоверность своего источника. Нужно быть точными в фактах".
При этом, по словам Борейна, существует противоположная тенденция: "Если вы не даете новости, которые хочет читать аудитория, она возьмет их где-то еще, поэтому социальные медиа сегодня доминируют".
По мнению коммерческого директора Mail & Guardian Media Group цензура — не панацея от неудобного контента: "Заблокировав контент один раз, мы с легкостью сделаем это снова. Существует реальный риск перейти определенную грань", — предостерег он.
В форуме принимают участие медиаэксперты из 30 стран мира. В первый день форума главными темами обсуждения были тенденции развития медиарынка, особенности производства и потребления информации в современных условиях и вызовы, с которыми сталкиваются сегодня журналисты. На второй день форум посетил Владимир Путин.
Журналистика должна быть объективной и не подвергаться никаким репрессивным действиям, заявил президент России.
"Не может быть ситуации, когда каким-то властям какая-то информация нравится, тогда ее следует защищать и говорить о свободе прессы, а когда не нравится — тут же обзывать эту информацию пропагандой кого бы то ни было, которая обслуживает какие-то политические группы или интересы конкретных государств", — отметил Путин.
По его словам, "информация должна быть объективной со всех точек зрения и не подвергаться никаким репрессивным действиям с целью ее корректировки".