История дружбы юриста Спендиаряна и офицера Римского-Корсакова

© Sputnik / Laura Sarkisyan Александр Спендиарян
Александр Спендиарян - Sputnik Армения
Подписаться
Великий русский композитор Николай Римский-Корсаков был примером не для одного поколения известных музыкантов. Его ученик - армянский композитор Александр Спендиарян не стал исключением.

Лаура Саркисян, Sputnik.

В этот день более века назад не стало русского композитора Римского-Корсакого, который был поводырем в мире музыки для великого армянского композитора Александра Спендиаряна.

"Спендиарян познакомился с великим композитором при помощи известного армянского скрипача Ивана (Ованеса) Налбандяна, когда еще учился на юридическом факультете", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения заведующий фондом дома-музея Александра Спендиаряна Тигран Саркисян.

Налбандян услышал исполнение Спендиаряна в Ялте, где выступал с концертом. Узнав, что Спендиарян хочет показать свои произведения известному композитору, то Налбандян посоветовал обратиться к Римскому-Корсокову.

Знакомство длиною в жизнь

Русский композитор Римский-Корсаков, познакомился со своим учеником в 1896 году, когда еще юный Спендиарян представил ему на суд произведения. Будущий наставник и учитель сразу же увидел в нем талант и потенциал великого музыканта.

Четыре года спустя, к 1900 году Спендиарян написал произведение "Концертная увертюра", которое посвятил своему преподавателю и в первом варианте издания так и написал: "посвящаю моему любимому преподавателю Николаю Римскому-Корсакову". К этому времени он закончил заниматься у русского композитора.

© Sputnik / Laura Sarkisyan Заведующий фондом дома-музея Александра Спендиаряна Тигран Саркисян
Заведующий фондом дома-музея Александра Спендиаряна Тигран Саркисян - Sputnik Армения
Заведующий фондом дома-музея Александра Спендиаряна Тигран Саркисян

В тот же период это произведение попало в руки известного музыканта Левона Егиазаряна, который вместе с Надеждой Папаян и Шаляпиным выступал с концертами во Франции. Он предложил Спендиаряну попробовать свои силы и исполнить свое произведение в Париже, на что тот отказался, отметив, что для начала должен показать его Римскому-Корсакову.

"Концертная увертюра" впервые прозвучала во время очередного "Беляевского кружка" (группа музыкантов-композиторов, исполнителей, собиравшихся в 1880-1890-е годы на музыкальных вечерах в доме лесопромышленника, музыканта и мецената М.П. Беляева), которым руководил Римский-Корсаков. В кружок входили в основном ученики Римского-Корсакова, которые были друзьями Спендиаряна.

"Римский-Корсаков высоко оценил произведение и отметил, что Спендиарян стал профессиональным композитором", — сказал Саркисян.

На большой сцене Спендиарян исполнил свое произведение в 1901 году при сопровождении профессионального оркестра в городе Павловск, что принесло ему неимоверную знаменитость.

"Они были близки и дружили, несмотря на то, что Спендиарян жил в Ялте, а Римский-Корсаков в Санкт-Петербурге", — отметил Саркисян.

Даже узнав о нашумевшем освобождении от должности и исключении из состава профессоров консерватории Римского-Корсакова, Спендиаров пишет открытое письмо к своему наставнику, которое было опубликовано в газете "Русская газета.

© Sputnik / Laura Sarkisyan Преподаватель Спендиаряна русский композитор Николай Римский-Корсаков
Преподаватель Спендиаряна русский композитор Николай Римский-Корсаков - Sputnik Армения
Преподаватель Спендиаряна русский композитор Николай Римский-Корсаков

"Вы как интеллигент, общественный деятель не могли остаться равнодушным, и не выразить свою позицию. Я сожалею, что Вас освободили с должности, и считаю это постыдным для тех, кто осмелился пойти на такой шаг", — пишет Спендиарян в открытом письме.

Восточные мотивы в мире спендиаровской музыки

Во время одной из встреч в 1903 году, Спендиарян беседуя с бывшим преподавателем, ныне другом Римским-Корсаковым, говорит ему о желании написать большое симфоническое произведение или же оперу. Именно Римский-Корсаков натолкнул его на мысль заняться восточной тематикой и писать по этим мотивам произведения.

"Римский-Корсаков не раз признавался, что недостаточно прочувствовал свое замечательное симфоническое произведение "Шехеризада" и поэтому, оно получилось не так хорошо, как хотелось бы ему. Однако он верил, что начатое им сможет отлично осуществить Спендиарян", — сказал Саркисян.

Воодушевившись словами наставника, Спендиарян решает написать музыку по мотивам произведения Михаила Лермонтова "Белла", он пытается написать даже оперу, заказывает либретто, но не доводит начатое до конца. В итоге он пишет симфоническую картину на стихотворение Лермонтова "Три пальмы".

"Тогда и появился знаменитый "спендиарафон" — созданный по заказу Спендиаряна для "Трех пальм" инструмент, который представляет собой ремешок с 12-ю бронзовыми бубенчиками", — отметил Саркисян, и добавил, что этот инструмент по представлению Спендиаряна должен был передать звук идущего по пустыне каравана.

© Sputnik / Laura Sarkisyan Инструмент "спендиарафон"
Инструмент спендиарафон - Sputnik Армения
Инструмент "спендиарафон"

Всерьез восточной музыкой Спендиарян занялся после смерти Римского-Корсакова. Он едет в Тифлис, к великому армянскому писателю Ованесу Туманяну. После знакомства с ним, он пишет музыку к поэме "Взятие крепости Тмкаберд" и оперу "Алмаст".

"Дочь Ованеса Туманяна вспоминает, что когда Туманян читал свои произведения, Спендиарян сидя на диване, подпрыгивал и восклицал, что они прекрасны", — сказал Саркисян.

Спендиарян почти повторил музыкальную линию Римского-Корсакова: если первый учился на юриста, то русский композитор был офицером Российского императорского флота. Римский-Корсаков продолжил дело великих представителей мира музыки Глинки, Чайковского, а Спендиарян, в свою очередь Римского-Корсакова.

Лента новостей
0