ЕРЕВАН, 1 июл — Sputnik. По словам эксперта по грузоперевозкам, доцента Всероссийской академии внешней торговли Андрея Голубчика, восстанавливать Военно-грузинскую дорогу очень сложно и дорого.
"Это практически невозможно. Она действительно находится в тяжелейшем состоянии. Дорога через Южную Осетию разумна. Возможные препоны со стороны местных властей, думаю, можно снять путем переговоров. Для грузинских машин можно выделить отдельный коридор, с которого они не смогут съезжать", — отметил Голубчик.
По словам эксперта, Южной Осетии следует задуматься о выгоде, которую принесет открытие транзита: "Очень давно подсчитано: территория, где проходит транспортный поток, в т.ч. дальнобойщики, приносит реальную экономическую выгоду. Всегда появляется придорожная структура, какие-то магазины, кафе, сервисное обслуживание. Это дает местным жителям возможность заработать, создает дополнительные удобства для тех, кто едет, а эти удобства монетизируются. В местном бюджете появятся налоговые выплаты", — рассказал Голубчик.
По его мнению, трасса через Цхинвал также находится не в лучшем состоянии и требует ремонта. "Но Военно-грузинская дорога просто нерабочая. Если в Цхинвале дорогу надо латать, то Военно-грузинскую дорогу фактически заново отстраивать — вот две большие разницы", — подчеркнул эксперт.
Скептически возможность открытия трассы через Цхинвал оценивает политолог, эксперт по Южному Кавказу, Андрей Арешев: "Думаю, по политическим причинам этот вопрос в ближайшее время не будет рассмотрен положительно. Тем не менее, аналитическую проработку альтернативных коммуникационных путей, связывающих Россию и Армению, необходимо делать. Нынешнее сообщение между двумя странами через Военно-грузинскую дорогу сильно затруднено. Обвалы случаются постоянно, это перманентная проблема".
"Проблемы безопасности в связи с возможностью открытия трассы через Цхинвал имеют место быть", — подтвердил Арешев.
По его словам, есть определенные опасения в связи с эхом ближневосточного конфликта.
"Вызывает обеспокоенность т.н. кавказский коридор для трансграничного терроризма из Сирии через территории Турции и Грузии. Есть острый дефицит российско-грузинского диалога по безопасности, о чем много говорится на уровне экспертного сообщества, политиков, представителей госструктур, как в Москве, так и в Тбилиси. Рассмотрение вопроса о частичном открытии коммуникаций, разделяющих Грузию и Южную Осетию, могло бы придать импульс для решения вопросов, связанных с безопасностью, что одинаково актуально как для Москвы, так и для Тбилиси", — подытожил эксперт.
В результате закрытия КПП "Верхний Ларс" на Военно-грузинской дороге застряли свыше ста граждан Армении. МЧС России транспортировал их в Ереван при помощи авиации. Однако в ближайшее время Армения не будет иметь транспортного сообщения через Грузию с Россией.