О том, какого быть спортивным журналистом, и как им стать рассказал спортивный комментатор Sputnik Армения Хачик Чахоян. Беседовала Лаура Саркисян.
— Как Вы выбрали подобную сферу деятельности?
— Во времена СССР спорт и физкультура являлись неотъемлемой частью образовательной программы. С малых лет я и мои друзья занимались спортом, часто устраивали различные игры. В каждом из нас с детства жила любовь к этому виду деятельности. Помимо занятий, я много читал спортивную литературу и известные в то время газеты "Физкультурник Армении" и "Советский спорт". Во мне горело желание иметь непосредственное отношение к победам наших спортсменов, первым их видеть, узнавать о них. Я занимался дзюдо и музыкой, но также хотел комментировать футбол. Спорт являлся в то время коллективным явлением. Мы с ребятами из нашего двора шли в спортзал, тренировались, потом приходили домой и с энтузиазмом готовились к следующему дню.
Мне было 13, когда в Тбилиси я встретился с известным актером Котэ Махарадзе, который комментировал футбольные матчи на телевидении. Меня представили Махарадзе: "Котэ Иваныч, вот этот юноша хочет стать футбольным комментатором". Он посмотрел на меня и спросил: "А ты артист"?
Из этих слов я понял, что комментатор не должен передавать лишь сухую информацию, но должен эмоционально выполнять свою работу. Ему не только необходимо знать законы спортивной журналистики, а быть еще и разносторонне развитым человеком, который мог бы использовать эрудицию во время комментирования. Спорт ведь тесно связан с культурой, психологией.
— Когда Вы начали свой путь на телевидении?
— В Гюмри в 1992 году открылся телеканал "Ширак". В то время главным редактором был Жора Варосян. Я пошел к нему устраиваться на работу. Он спросил, чем бы я хотел заняться на телевидении, а я ответил, что хочу комментировать футбол. Однако, будучи носителем диалекта, мне пришлось сначала усиленно работать над собой, прежде чем я мог приступить к работе на телевидении. Но и после не сразу сел на стул комментатора, а стал освещать спортивные новости.
С малых лет я был окружен спортсменами, с некоторыми из них до сих пор дружу. Меня всегда вдохновлял их энтузиазм, который я наблюдал во время соревнований. Скажу вам, мне это помогает в работе.
— Когда Вы сели за пульт комментатора впервые?
— В 1993 году, когда на стадионе "Раздан" состоялась финальная игра команд "Арарат" и "Ширак". Мне предстояло впервые комментировать футбол. У меня не было ни опыта, ни мастерства, а было лишь большое желание. Я болел за команду "Ширак". Кстати, до сих пор за нее болею, когда-то был даже пресс-секретарем этой команды… Во время комментирования я не смог сдержать эмоций, и когда "Ширак" проиграл, из моей речи стало понятно о моих пристрастиях. Я даже позволил себе в порыве эмоций произнести два-три слова нецензурной лексики. Это стало для меня уроком, и я понял, что комментатор должен быть беспристрастным.
— Что из Вашей деятельности запомнилось больше всего?
— Никогда не забуду, как однажды, комментируя игру, от переутомления потерял сознание на несколько секунд. Я упал со стула и в ту же секунду встал и продолжил работу. Все произошло так быстро, что зрители даже не поняли, что на время лишились комментатора. Уже во время перерыва мне дали валерьянки и привели в норму. Каждую победу и каждое поражение наших спортсменов я считаю своим. Когда наши проигрывают, у меня начинается бессонница.
— Кто был Вашим кумиром в спортивной журналистике?
— Я вырос, слушая Вадима Синявского, Николая Озерова, Георгия Саркисянца, Владимира Маслаченко, Сурена Багдасаряна и Славу Саркисяна. У каждого из них пытался чему-то научиться, при этом стремился также выработать свой собственный стиль. У меня 23-летний опыт в этом деле, но, тем не менее, я до сих пор учусь.
— Что посоветуете начинающим комментаторам?
— Любите спорт, учите язык, будьте грамотными, ведь без этого невозможно стать комментатором.
— Сегодня мы увидим игру сборных Италии и Германии. На Ваш взгляд, кто победит в битве?
— Не хочу прогнозировать, но отмечу, что нас ждет очень интересная игра.