Лаура Саркисян, Sputnik.
С утра в одном из пресс-залов Еревана людно, несмотря на то, что на улице то дождь, то солнце — непогода. Журналисты и киноманы собрались на встречу с режиссерами, как иностранными, так и армянскими.
"28:94 МЕСТНОЕ ВРЕМЯ"
Фильм армянского режиссера Давида Сафаряна "28:94 МЕСТНОЕ ВРЕМЯ" рассказывает о жизни человека, об истории народа, сумевшего в нечеловеческих условиях сохранить в себе человека. В кинокартине представлен отрезок времени, начиная с 60-х годов и до наших дней.
"Сценаристы ленты — я и моя супруга Яна Друзь. Я ней познакомился во ВГИКе, когда учился на последнем курсе, а она только пришла поступать. Однако у фильма есть и другие соавторы сценария, это и Георгий Абашишвили, Григор Даниленко и т.д.", — сказал Сафарян.
По его словам, кинокартина возникла не спонтанно: каждый кадр дышит жизнью и каждый отрезок фильма прожит режиссером.
"Каждый из вас здесь может найти себя. Мой фильм не имеет возрастных границ. Если я снял фильм, который не стесняюсь показать своей маме, то он не имеет возрастного ценза: его могут посмотреть и дети (если в силах понять) и взрослые", — отметил Сафарян.
Все в кинокартине, как и в заголовке не является случайным.
Сафарян вспоминает, что однажды, находясь в гостях, услышал из уст сына друга следующую фразу: "уже так поздно, что 28:94 по местному времени". Эта фраза и легла в основу названия картины, она отражает эпоху.
Фильм снимали на протяжении двадцати лет, в сложных условиях, ведь долгие годы не было финансирования. Кинолента повествует о жизни людей, начиная с 60-х годов и до наших дней, поэтапно раскрывая несколько эпох, в том числе и эпоху выживания в нечеловеческих условиях, когда для того, чтобы согреться, людям приходилось сжигать книги.
"Мои актеры не играют, а живут. Мне жаль, что этой лентой я причинил им боль, заставив вспомнить и вновь пережить страницы тяжелого прошлого", — сказал Сафарян.
"28:94 МЕСТНОЕ ВРЕМЯ" уже вошел в коллекцию музея кино Голландии и получил приз в номинации "лучший фильм" в Монтевидео.
"Железная дорога"
Еще одним фильмом, представленным на конкурс в отделе "документальное кино" является 14-минутная кинолента шведского режиссера Гуннара Бергдала "Железная дорога". В центре сюжета — беседа с машинистом поезда, который рассказывает о том, как люди свершают суицид, бросаясь под рельсы вагона.
"Водителей в фильме мы не видим, а только слышим их голоса. Мы сняли этот фильм, несмотря на то, что шведское телевидение отказало нам в его показе", — сказал режиссер.
Оказалось, что Швеция является лидером по количеству самоубийц среди Балтийских стран, но об этом умалчивают в стране.
Идея фильма возникла около десяти лет назад, когда режиссер, путешествуя, оказался единственным пассажиром в вагоне.
"Я подсел к машинисту, и мы начали беседовать. В этот момент передо мной открылась красивая панорама, которая и запомнилась мне. В кино я ее использовал, однако, чтобы усилить ее красоту подчеркнул низменным явлением — самоубийством", — заключил Бергдал.
Режиссер также признался, что эта тема очень личная для него, так как много лет назад покончил жизнь самоубийством его близкий друг.
"Самир в пыли"
Фильм Мохамеда Узин (Mohamed Ouzine) "Самир в пыли" пополнил копилку документалистики "Золотого абрикоса". Картина рассказывает о племяннике режиссера — Самире, который для того, чтобы выжить в Алжире перевозит в Марокко топливо на продажу.
В фильме Самир беседует со своим дядей, родившимся и выросшим во Франции, и недоумевает, как ему может нравиться природа и ландшафты Алжира, ведь местной молодежи просто хочется бежать оттуда.
"Идея снять этот фильм появилась недавно, когда я впервые поехал в Алжир на похороны отца. Тогда я и познакомился с сестрой и ее сыном. В Самире я сразу нашел героя своей ленты", — сказал Узин.
"Земля просветленных" The Land of the Enlightened
Фильм Питера Ян Де Пью (Pieter-Jan De Pue) "Земля просветленных" рассказывает о последствиях войны в Афганистане. В ней главными героями являются дети со своими мечтами, планами на будущее, если это будущее будет мирным.
"Фильм гибридный, и ему присущи элементы как документального, так и художественного кино. В нем я хотел показать также это сочетание красоты и последствий войны в Афганистане", — сказал Ян Де Пью.
Фильм "Земля просветленных" снимался около восьми лет. Во время съемок было много сложностей. Режиссер вспоминает, как однажды съемочная группа подверглась нападению талибов, однако, к счастью, никто не пострадал и удалось реализовать задуманное.