Геворг Мирзаян, научный сотрудник Института США и Канады РАН — для Sputnik
На момент подготовки статьи ситуация в Ереване оставалась в подвешенном состоянии. Благодаря усилиям властей и переговорам с террористами (а захватчики полицейского участка являются именно террористами в классическом понимании этого слова) пятеро заложников были освобождены. Еще четыре человека остаются в их руках.
Служба национальной безопасности Армении заявляет, что ведет переговоры с захватчиками. Захватчики требуют освобождения из тюрьмы их друга и соратника — оппозиционного политика Жирайра Сефиляна. Героя карабахской войны, который жестко противостоит нынешним властям Армении и даже намекает на необходимость силовой смены режима.
Армянская власть оказалась в крайне непростой ситуации. Идти на поводу у террористов они, безусловно, не могут — как минимум потому, что это продемонстрирует всем слабость власти и приведет к резкой активизации ее противников. Как внутри страны в лице оппозиции, постоянно критикующей президента и пытающейся вывести людей на улицы, так и извне — слабость Армении станет серьезным стимулом для Азербайджана ужесточить свою позицию в карабахском вопросе. Причем как с точки зрения переговорного процесса, так и в плане силовых акций.
Ликвидация террористов тоже не вариант. Да, значительная часть армянского общества осуждает захватчиков, но при этом частично сочувствует им.
Они рассматривают захват как отчаянный протест против нынешних армянских реалий. В стране есть ощущение застоя, а легитимные институты смены власти через выборы не работают.
По мнению народа — из-за фальсификаций, а по мнению ряда экспертов — из-за пассивности самого народа, который не может или не хочет в нужный момент мобилизоваться, дабы выразить свое недовольство на избирательных участках.
Гораздо проще кричать на улицах в ходе различного рода протестных акций. Эти акции не перерастали в масштабный бунт лишь из-за отсутствия в среде оппозиции харизматичных, конструктивных лидеров (способных сплотить и возглавить недовольных — оппозиция слишком разобщена, не может даже выставить единого кандидата).
А кроме того из-за осознания армянами весьма простого факта — переворот в воюющей стране приведет к поражению этой страны и как минимум к потере Карабаха. А как максимум — к потере армянского государства, зажатого между враждебными Турцией и Азербайджаном. Однако, если сейчас террористы будут застрелены, то они тут же станут национальными героями, и их гибель может стать триггером армянского бунта.
Именно поэтому все, что остается армянским властям — вести переговоры и надеяться, что террористы сдадутся сами. Суд над ними, конечно, тоже станет серьезным имиджевым испытанием (вряд ли захватчики покаются и признаются в своей неправоте, а скорее всего, будут отыгрывать имидж героев и народных заступников), однако это меньшее зло по сравнению с другими вариантами.
Армению доводят до майдана?
Происходящие в Армении события представляют угрозу не только для этой страны, но и для России. Москве не нужна ни нестабильность в этом государстве (единственном союзнике РФ на Южном Кавказе), ни тем более рост антироссийских настроений. А эти настроения растут, в том числе и из-за внутриполитической ситуации, а также из-за отказа Москвы рвать отношения с Азербайджаном.
По сути эти настроения — следствие эмоций и обид, связанных с неравноправным, на взгляд граждан Армении, статусом российско-армянских отношений.
Вся внешняя политика Еревана так или иначе заточена на Россию и под Россию, поэтому армянским властям крайне сложно игнорировать российские интересы. Им приходится подстраиваться под них.
В свою очередь для Москвы Армения является пусть и очень важной, но периферийной страной, и отнюдь не основным направлением российской внешней политики. И уделять ей столько внимания, сколько хочет армянская сторона, Москва не может, не говоря уже о том, чтобы по желанию Армении портить без необходимости отношения с другими странами.
Вся более-менее вменяемая часть армянского политико-академического истеблишмента должна понимать, что на сегодняшний день Москва является не просто наиболее оптимальным, а единственным надежным гарантом безопасности Армении. Достаточно просто посмотреть на карту — к западу и востоку от Армении находятся враждебные Турция и Азербайджан. Уровень взаимной неприязни между армянами с одной стороны и "настоящими" и "закавказскими" турками с другой достиг такого высокого уровня, что ни о каких нормальных отношениях между ними не может идти и речи.
К югу находится вроде как дружественный Иран, однако Тегеран не сможет быть ни надежным союзников, ни гарантом безопасности Армении. Во-первых, потому, что он слишком занят своей холодной войной с Саудовской Аравией и не готов ради Армении получать второй фронт в лице Турции. Да, Тегерану и Анкаре уже тесно на Ближнем Востоке, и они конфликтуют в Сирии, однако ни одна ни другая сторона пока не готовы к эскалации. Во-вторых, в Иране живет больше азербайджанцев чем в самом Азербайджане и, несмотря на крайне сложные отношения с Баку, иранские власти вряд ли поддержат Ереван.
Что же касается НАТО и США, то всем вменяемым людям очевидно, что эти страны не смогут защитить Армению, даже несмотря на все деньги и влияние армянской диаспоры. Как минимум потому, что Турция (по крайней мере, на данный момент) является членом НАТО, а кроме того, у Европы и Америки очень серьезные интересы в Азербайджане.
Да, у Москвы и Еревана есть достаточно противоречий и мелких конфликтов, в которых виноваты обе стороны. Однако, что бы не стояло за антироссийскими агитаторами — незнание, эмоции, или же печеньки иностранного производства — они играют во вред интересам Армении и ее безопасности.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.