ЕРЕВАН, 6 авг — Sputnik. В беседе со Sputnik Армения российский политолог, доцент кафедры зарубежного регионоведения РГГУ Сергей Маркедонов, представил свой взгляд на события в Ереване и обозначил перспективы развития армяно-российских отношений.
Внутриполитический расклад
Вооружённый захват полицейского объекта, мягко говоря, не вписывается в правовые рамки, однако это действие было поддержано определённой частью армянского общества. Почему? Совершенно очевидно, что у власти существуют серьёзные проблемы, связанные с недовольством населения. Манифестации в Ереване трудно назвать сюрпризом. Социальная активность для Армении характерна. Выборные кампании, государственные преобразования, внешнеполитические процессы вызывают много дискуссий и живое внимание общества.
Можно вспомнить прошлогодние акции, связанные с повышением тарифов на электричество, и более ранние выступления по поводу подорожания проезда в общественном транспорте или реформы пенсионной системы. В этот раз катализатором протестных действий стали два важных обстоятельства. Во-первых, апрельская ситуация в Карабахе. Эскалация конфликта показала определённые проблемы в организации управления армией. Четырёхдневная война вызвала большой патриотический подъём в народе и вместе с тем вызвала вопросы к власти. Второй аспект — конституционная реформа, инициированная президентом. Армения становится парламентской республикой. Оппозиция рассматривает этот шаг как инструмент для удержания власти главой государства. Думаю, что совокупность этих обстоятельств и привела к активным проявлениям протеста.
Российский фактор
Отношения России и Армении — это отношения асимметричных союзников. В одном случае мы видим ядерную державу, страну, которая активно участвует в глобальных процессах, в другом случае — маленькую страну, имеющую очень уязвимую безопасность. У Армении две границы из четырёх закрыты. Страна с небольшим по сравнению с Россией населением. Вопросы и недомолвки, которые в России маловажны, в Армении становятся темой не просто дискуссий, а зачастую поводом для митингов и массовых акций. Статьи некоторых политических деятелей, публицистов, блогеров с сомнительной репутацией превращаются в предмет живых дискуссий. Это нельзя не учитывать.
У России в Армении должна быть более активная информационная политика. Какие-то вещи нужно трактовать и объяснять точечно. Нельзя сказать, что это не делается, но когда это преподносится наукообразным языком, в виде цифр, графиков и сложных экономических конструкций — то отталкивает. Обыватель не хочет вникать в сложные детали. Нужно делать всё чётко по пунктам: почему это выгодно, где перспектива, что выпадет от этого Армении. Армянин, включая российский телевизор или заходя на российский сайт, должен увидеть себя и свой интерес.
С моей точки зрения в политическом общении Москвы с армянским сообществом нужно делать не только ставку на власть. Серж Саргсян может быть у власти ещё много лет, но не вечно. Надо думать о новом поколении и разнообразии контактов. Почему интересна Россия? Это же надо объяснять. Во-первых, Россия не допускает возобновление длительной войны в Карабахе. Важно это для армян? Конечно! Россия является определённым фактором сдерживания для Турции, с которой у Армении нет дипотношений.
Турция это страна НАТО, обладающая в этой структуре второй по численности армией после США. Наивно думать, что из-за каких-то фокусов Эрдогана эту страну исключат из НАТО. Напомню, что когда в 1974 году Турция оккупировала 38% Кипра, её из НАТО никто не попросил. Несмотря на большое количество военных переворотов, отступлений от демократии, Турция продолжает находиться в Альянсе. Я думаю и останется, потому что для НАТО интересно иметь на Востоке такого важного союзника, выполняющего и оперативную, и идеологическую функцию. Значит, НАТО не может быть гарантом внешней безопасности Армении, хотя бы из-за турецкого фактора. Поэтому роль России по-прежнему велика.
Уроки армянского
Нынешняя ситуация в Армении не является нокаутом для российско-армянских отношений, но это чувствительный удар и его нужно внимательно изучить. Армянское общество по-прежнему сохраняет понимание России, как важного фактора, но, тем не менее, зреют и другие настроения. Записать оппонентов власти в недруги очень просто. Значительная часть населения колеблется, значительная часть смотрит и анализирует, а многие даже не знают и не представляют, что происходит. Значит, надо раскрыть им глаза, помочь сделать выбор. Выбор не только в интересах России, но и Армении.
Мне кажется, что в России есть понимание того, что приоритетом является не персона в руководстве Армении, а её настрой. Я хочу напомнить, что в 1991 году в Ереване к власти пришёл Левон Тер-Петросян. Тогда его многие воспринимали как антисоветчика, диссидента и человека критически настроенного к Москве. Но значительная часть правовой базы российского присутствия — пограничного, военного, была оформлена в его время. Он немало сделал, чтоб укрепить отношения с Москвой.
Или другой пример. В 2013 году произошёл некоторый электоральный сюрприз. На президентских выборах Раффи Ованнисян — руководитель оппозиционной партии "Наследие" — неожиданно набрал 37 %. До того он никогда больше 10 % не набирал. Одно из его выступлений было посвящено тому, что Россия остаётся важнейшим союзником Армении, и он готов в случае успеха приехать в Россию и вести переговоры. Я думаю, что это крайне важно понимать. Надо работать со всем политическим спектром Армении, безусловно, исключая крайнюю составляющую. Надо расширять пространство для российской политики. Привлекать прагматиков, готовых к диалогу.
Вместо эпилога
Очень часто на постсоветском пространстве мы слышим такой тезис: Россия потеряла Грузию, Россия потеряла Украину. Я бы поставил вопрос шире — Грузия и Украина потеряли Россию. Россия большая. До Сибири и Дальнего Востока далеко. Ни у Украины, ни у Грузии нет своей Сибири и Дальнего Востока.
Мне кажется, надо понимать, что потеря России будет потерей для Армении. И не грех это повторять, но в корректной форме. Конечно, не эксплуатировать комплекс старшего брата. Для России военное присутствие в Армении тоже крайне важно для большой игры на Ближнем Востоке, на большом Кавказе. Это обоюдно важное сотрудничество, которое надо продолжать не в стиле "дипломатии тостов", а с учётом практического опыта и проблем, которые необходимо умело решать по ходу возникновения.