Кыргызское озеро Иссык-Куль (которое переводится как "горячее озеро") хранит много тайн и легенд, и, несмотря на географическое расположение (далекое от Кавказа и других предпочитаемых мест проживания на планете Земля), нет ничего удивительного, что одна из них связана с армянами.
По дороге в Григорьевское ущелье (одно из самых живописных и красивых мест на Иссык-Куле), гид сразу вспоминает ее, как только узнает, что среди слушателей есть армяне.
"А для вас будет это интересно, вы знаете легенду об армянском монастыре и мощах Святого Матфея?", — говорит Эльмира.
Легенда утверждает, что именно в Киргизии, на озере Иссык-Куле, находится одна из величайших христианских святынь — рака c мощами Св. Апостола Евангелиста Матфея, одного из ближайших учеников Христа. Основывается она на так называемой Каталонской карте мира 1375 года (изготовлена известным в то время картографом Авраамом Крескусом), где обозначен монастырь.
На карте есть надпись на каталонском диалекте: "Место, которое называется Иссиколь. В этом месте монастырь братьев армян, в котором есть, говорят, тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста".
Как известно из Священного Предания, Св. Апостол Матфей претерпел мученическую кончину от рук язычников за проповедь Христа в Сирии, именно здесь и хранились его нетленные мощи. Когда же римский император Декий (249-251) объявил гонения на христианство во всех захваченных Римской империей странах, то верующие, опасаясь поругания святыни, перенесли мощи Св. Матфея в Среднюю Азию.
По преданию, монахи-несториане (гонимые в Византии в качестве еретиков), хранящие мощи святого, узнав о приближающемся нашествии монгольского войска, нагрузив золотом, серебром и прочими ценностями караван из двухсот вьючных верблюдов, двинулись северным побережьем Иссык-Куля в сторону Китая, однако по пути узнали, что дорога уже перекрыта еще одним отрядом.
Недалеко от них находился армянский монастырь, и они обратились к его служителям. Вместе они спрятали на берегу или в прибрежных водах часть сокровищ.
Наутро караван двинулся в горы и задержался у пещеры, в которую вливалась горная река. Воды реки на время отвели, а оставшиеся ценности уложили на дно пещеры, перекрыв каменными плитами. На одной из них отбили крест, и все засыпали слоем земли. Затем пустили реку в старое русло.
В середине XIX в. известный русский ученый Семенов-Тян-Шанский отправился исследовать Туркестан. Следов монастыря на побережье Иссык-Куля он не обнаружил, но высказал предположение, что он вполне мог существовать в районе Курментинской бухты Иссык-Куля и позже ушел под воду.
В начале XX века была найдена карта захоронений сокровищ, однако раскопкам помешало Туркестанское восстание. Второй раз она всплыла уже в советское время, в 20-х годах. Показывали ее в местном геологоуправлении и даже получили лицензию на раскопки. В пещере, которая на карте была обозначена крестиком, археологи нашли золотой молоток и передали его властям. После этого никакой информации нет, а молоток, по словам гида, исчез…
Итальянцы, однако, утверждают, что мощи евангелиста еще в I в. н.э., то есть сразу после смерти, попали на Апеннинский полуостров и сейчас якобы хранятся в соборе Сан-Маттео в городе Салерно. В обладании мощами Св. Матфея уверены и в немецком Трире, где есть аббатство святого Матфея (якобы его мощи привезла в Трир из Иерусалима мать императора Константина — святая Елена).
Комментарии ученых по поводу подлинности карты и возможности нахождения мощей Св. Матфея на Иссык-Куле весьма различны, однако о серьезном отношении к легенде говорят многочисленные экспедиции, исследования и раскопки.
Официальных подтверждения данной гипотезы из-за отсутствия достоверных фактов пока нет, однако ученые и исследователи не оставляют надежд, что они все-таки будут найдены, как и останки нескольких городов различных эпох.
А пока существуют различные предположения о принадлежащем армянам пещерном комплексе, который, по мнению некоторых ученых, и является монастырем (качество строительства которых должно говорить в пользу именно армянского происхождения). Однако, Академия наук Кыргызстана и многие ученые, похоже, не оставляют надежд найти следы монастыря и мощи Св. Матфея на дне "святого озера".
Несмотря на все вышесказанное, если даже эта история является просто легендой, подогревающей к озеру туристический интерес, она звучит очень красиво. И даже если не будет найдено археологических подтверждений этому преданию, для тех, кто верит в нее, она останется непреложной истиной.
Что же касается присутствия армян на берегах Иссык-Куля, то это реальность. Доказательство тому — большой и красивый туристический городок на берегу озера, владельцем которого является наш соотечественник…
Так что, армяне продолжают наслаждаться красотой и "ловить рыбку" на берегах богатого легендами озера…