ЕРЕВАН, 10 авг — Sputnik. Село Ахурик находится всего в десяти километрах от второго по величине города Армении — Гюмри и всего в трех километрах от турецкой границы. Sputnik Армения поговорил с жителями села об особенностях жизни общины, находящейся практически на армяно-турецкой границе.
Ранее Sputnik Армения рассказал о том, как проходит служба на местной российской приграничной заставе. На этот раз мы побеседовали с местными жителями о том, какова жизнь "между" границами, и какие проблемы стоят перед обычными гражданами.
Для того, чтобы понять, что значит граница для селян, мы обратились к руководству местной общины. Замглавы Самвел Бадеян рассказал нам, что жители села вместе с пограничниками сами стоят на страже границы, осознавая, что обеспечивают, в первую очередь, свою безопасность.
"Каждый житель Ахурика является пограничником. Я сам еще в школьные годы получил благодарность за то, что сообщил на заставу о незнакомом человеке на железной дороге. Так сделал бы каждый житель села", — говорит Бадеян.
По его словам, с пограничниками у них тесные связи, потому что все осознают — каждый неосторожный шаг может навредить международным отношениям.
Практически все обрабатываемые земли (более 80%) общины находятся на границе, поэтому охраняются со стороны заставы. Такая проблема как воровство отсутствует.
Жители села периодически проводят обсуждения с пограничниками о существующих проблемах, в том числе "непрошеных гостях". Сотрудничество складывается взаимовыгодное. Простые селяне становятся для пограничников "глазами", а сама застава для них — охраной. Так совсем недавно о нарушителе границы пограничникам сообщил внимательный пастух.
"Я не закрываю дверь своего дома, только ворота на задвижку. Чувствую себя безопасно, хотя, конечно, говорю сейчас от своего имени", — сказал Бадеян.
Но хорошие отношения с пограничниками и отсутствие угрозы со стороны границы, к сожалению, не может решить социально-экономических проблем села.
Почтенный старик, 83-летний Вазрик Багдасарян разъяснил нам ситуацию. На обработку 1 га земли селяне тратят 130-150 тысяч драмов ($260-300).
"Если я не получу трех тонн зерна (а в селе сеют только зерно и картошку), то я в проигрыше. У нас нет особого дохода, земля нехорошая. Сеем, а тут град все портит. Вот в прошлом году в соседних селах был большой урон", — с досадой рассказывает Багдасарян.
В селе мало работы, здесь всего около 300-400 молодых людей, большинство из них пытаются найти работу вне села. Всего, по словам Багдасаряна, здесь порядка 300 хозяйств. А проживает в селе около 1000 жителей, хотя, по официальным данным, их 1900 человек.
Он признается, что не спасает людей и животноводство. Сам Багдасарян не уезжает, хотя вместе с сыновьями еле сводит концы с концами.
Но для многих решением социальных проблем являются заработки в близлежащем Гюмри или еще дальше — в России.
Что касается самой границы, то, по словам Багдасаряна, ситуация уже не та, что была в советское время.
"Они обрабатывают свою землю, мы свою, нет конфликта с турками", — говорит Багдасарян.
Социальные барьеры здесь намного важнее политических…