ЕРЕВАН, 11 авг — Sputnik, Давид Галстян. Встреча президентов России и Армении Владимира Путина и Сержа Саргсяна и последовавшие заявления дали новую пищу для предположений о будущем переговоров по Карабаху.
По мнению депутата Национального собрания Армении, председателя общественной организации "Европейская интеграция" Карена Бекаряна, переговоры президентов Армении и России в Москве были направлены на предотвращение эскалации насилия в Карабахе, так как этот вопрос на данный момент является приоритетным.
Он отметил, что на переговорах в Москве Армения и Россия четко обозначили свои задачи — стимулировать мирный процесс, предотвратить новое обострение. При этом, Бекарян, считает, что возможность эскалации сохраняется до того момента, пока не будет документально закрепленных договоренностей по урегулированию.
В свою очередь, эти договоренности должны удовлетворить обе стороны, считает вице-спикер Национального собрания Армении Эдуард Шармазанов.
"Когда по итогам урегулирования конфликта стороны делятся на победителя и проигравшего, могут появиться признаки реваншизма. Мир это уже видел на примере Гитлера", — сказал Шармазанов.
По его словам, если одно из обществ будет чувствовать себя обделенным, то в будущем оно может попробовать восстановить "справедливость". А реваншизм, по мнению вице-спикера — это война, новые беды для людей.
Гарантии Минской группы ОБСЕ — миротворцы?
На встрече с Саргсяном, Путин отметил, что "в качестве гаранта решения, выработанного лидерами Армении и Азербайджана, могли бы выступить Россия и другие страны Минской группы".
По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Евсеева, слова Путина о выступлении России в качестве гаранта обозначают намерение ввести в зону карабахского конфликта российских миротворцев.
Эксперт полагает, что Россия не позволит размещения в зоне карабахского конфликта миротворцев других государств, в частности, США. При этом ввод миротворцев, по его мнению, может быть оформлен как контингент СНГ. Возможно, согласие на это получено и у Ирана в ходе встречи Путина и Рухани.
Турецкий фактор
При этом Бекарян уверен, что улучшение отношений между Россией и Турцией разрядит напряженность в регионе, что выгодно также Армении.
"Армения граничит с Турцией, а с учетом того, что есть российская база, которая защищает границу, и в контексте действий ОДКБ, обострение российско-турецких отношений не могло не быть для нас лишней головной болью", — сказал Бекарян.
По его словам, ослабление напряженности в определенной степени позитивно влияет на Армению. Положительно также увеличение влияния России в регионе, так как она является союзником Армении, которая должна использовать это в своих интересах.
Депутат подчеркнул, что на встрече Эрдогана и Путина карабахская проблема не была основной, а стремления турецкой стороны проявить активность в контексте карабахского урегулирования, будут бесперспективны, так как Армения ни в коем случае не позволит ей занять место среди сопредседателей.
В свою очередь вице-спикер Шармазанов считает, что Турции нечего делать в этом процессе. Это твердая позиция Еревана, учитывая, что турецкая сторона всегда имела проазербайджанскую позицию.
По его словам, подобное мнение разделяет и Россия, которая также не приветствует участие Турции в переговорах по Карабаху.
Вице-спикер армянского парламента напоминает, что Армения может заблокировать любую попытку смены формата сопредседателей, поэтому никакой угрозы активизации Анкары он не видит.