Во всяком случае стороны, схлестнувшиеся в битве за Алеппо, уверены в том, что условия в стране будет диктовать именно тот, кто сможет установить контроль над городом.
Видимо именно поэтому организации, признанные ООН террористическими, в бою против законной сирийской армии стоят плечом к плечу с теми, кого с пеной у рта отстаивают американцы, считая их так называемой "умеренной оппозицией".
Разношерстная публика, состоящая из боевиков всех мастей, идет против законного президента страны Башара ал Асада и армии, оставшейся ему верной. Бои идут, фактически, за каждый квартал, за каждую более или менее значимую точку городской инфраструктуры, за каждую дорожную развязку и мост.
Террористы воюют не на жизнь, а на смерть. Подтягивают резервы из других участков сирийского фронта, оголяют и ослабляют даже позиции в регионах той же Пальмиры и Дейр-эз-Зора.
Лишь бы завладеть Алеппо, важнейшей развязкой дорог, по которым в Сирию поступает вооружение и помощь со стороны турецкой территории, и которую даже нынешние турецкие власти не в состоянии контролировать.
Кольцо правительственных войск постоянно подвергается нападению как изнутри, так и снаружи — со стороны подтянутых из соседних сирийских регионов отрядов боевиков.
Конечно же, из-за уличных боев с использованием не только артиллерии, бронетехники и авиации, но даже минометов, стреляющих химическими и газовыми минами, в первую очередь страдает мирное население города.
В Алеппо, кстати, несмотря на многочисленные этапы эвакуации, осталось порядка 200-250 тысяч мирного населения. Они не хотят уезжать, будучи уверенными в том, что правительственные войска в скором времени освободят город…
Нужно всего лишь дотерпеть, дождаться, а в случае чего самим встать на защиту своих кварталов и домов от террористов. Среди этого количества, утверждают эксперты, немалую часть составляют армяне. Порядка восьми тысяч.
Остальные армяне из многочисленной сирийской диаспоры, укрывшейся в Сирии после геноцида армян 1915 года, рассеялись. А ведь до войны только в Алеппо проживало порядка 60 тысяч армян. Одни обосновались в более безопасных районах, другие и вовсе покинули Сирию, уехав кто в Армению, кто в Европу, кто в Америку. Конкретно на своей исторической родине — в Армении, нашли убежище около 15 тысяч сирийских армян.
Правда, правительственные структуры Республики Армения утверждают, что предстоит ожидать еще как минимум несколько волн беженцев, в первую очередь именно из Алеппо. Этот город, в обозримом будущем, скорее всего, уже не будет приспособлен для нормальной жизни — разрушено буквально все. И городская инфраструктура, и жилой фонд, и дороги, и все системы жизнеобеспечения.
Та часть армянской молодежи, которая не уехала, находится либо в рядах правительственных вооруженных сил, либо в отрядах самообороны. В их рядах уже много жертв. Да и среди мирного населения в последнее время все больше раненых от артиллерийских, минных обстрелов и авиационных бомбардировок.
Однако армяне Алеппо пока еще держатся. Восстанавливают подвергшуюся обстрелам церковь Святого Григория Просветителя, построенную в Алеппо еще в 1930-х годах.
Даже в школу детей отправляют ежедневно, хотя неповрежденным во всем городе осталась лишь одна армянская школа Аш-Шарк.
Сюда фактически каждый день привозят детей из всех остальных районов огромного мегаполиса. В итоге получается ежедневная длинная дорога по опасному, обстреливаемому городу. Причем, до трех тысяч детей приходится размещать в одном школьном здании. Учатся в две, и даже в три смены. Но школу обязательно и ежедневно посещают.
Труднее всего, конечно, приходится с питанием и питьевой водой. Разрушена вся городская инфраструктура. Город, фактически, находится в нескольких кольцах окружения как со стороны террористических группировок, так и правительственных сил.
Понятно, что последние делают все возможное, чтобы перекрыть линии снабжения вооруженных формирований оружием и боеприпасами. Но в итоге получается так, что перекрывается то небольшое количество гуманитарной помощи, которая необходима населению.
С другой стороны, занимающиеся поставками помощи гражданскому населению организации в последнее время все чаще говорят о том, что гуманитарные конвои подвергаются нападению и попросту разворовываются боевиками. Ну, понятно, этим тоже есть хочется… Однако понятно и то, что поставки гуманитарного продовольствия необходимо наладить так, чтобы оно доставалось именно гражданскому населению, адресно.
Именно поэтому воюющие стороны достигли договоренности (при непосредственном участии руководства российских ВКС) о том, чтобы хотя бы три часа в день действовал бы режим временного перемирия, чтобы была возможность, где по воздуху, а где и транспортом, доставлять продовольствие и воду в населенные районы города.
Насколько это будет эффективным, покажет время.