О развале целой эпохи и ее предыстории корреспонденту Sputnik Армения рассказал председатель Демократической партии Армении, бывший первый секретарь ЦК КП Армении Арам Саргсян. Беседовала Лаура Саркисян.
— Какие позитивные и отрицательные стороны были у СССР?
— Начнем с того, что продуманной была социальная система — это и образование, и здравоохранение, и медобслуживание и т.д. Была отработана система социальных гарантий. Миллионы людей имели возможность по профсоюзным, комсомольским путевкам ездить на отдых в пансионаты, санатории и за границу.
Каждый мог получить качественное, бесплатное образование, аналогов которому до сих пор нет. Те таланты, которые вырастали при равных условиях, они как раз и определяли будущее страны. Параллельно с этим прекрасно развивалась наука: за 70 лет СССР дал многочисленных ученых мирового масштаба.
С другой стороны, было сильное технологическое отставание в промышленности и сельском хозяйстве и, особенно в легкой промышленности. Склады были завалены обувью или одеждой советского производства, а людям хотелось немного иного. Они доставали чешскую, югославскую, финскую, английскую, французскую одежду. Была большая потребность самовыражения, инакомыслия, которое ограничивалось тем, что можно было рассказывать анекдоты, выражать свою позицию лишь в узком кругу. Так называемая критика в прессе не поднималась выше серьезных проблем, связанных с партийными лицами.
— Что дало советское время Армении и армянам?
— В советские годы, согласно установленной идеологии, Россия жила намного хуже, чем приграничные республики. Границы страны должны были быть защищены и, естественно, здесь не должно было быть такой волны недовольства, которая могла привести к опасным последствиям.
Советское время дало возможность Армении и армянам снова возродиться. Сравним хотя бы 20-е годы прошлого столетия с 60-ми и увидим, что это две разные Армении.
Мы должны быть благодарны советскому государственному и партийному деятелю Александру Мясникяну, который за полтора года совершил революцию без кровопролития в стране. Он дал людям главное — веру, что привело к расцвету Армении, пригласил и убедил приехать в Армению величайших армянских деятелей и мыслителей того периода.
Считаю,60-е годы XX века, золотыми, ведь в эти годы мы имели великих людей в любой области науки, спорта, культуры, промышленности. Эта плеяда, в которую вошли Арам Xачатурян, Арно Бабаджанян, братья Орбели, братья Микояны, Алиханяны, Тигран Петросян, Сергей Мергелян, Сильва Капутикян, Паруйр Севак, Ованес Шираз, Аветик Исаакян и другие мыслители.
Именно советская система создала такие условия, которые поспособствовали развитию этих талантов. Армения в процентном отношении имела наиболее большое количество людей с высшим образованием и в этой связи занимала первое место среди союзных республик. Здесь функционировали десятки нау чно-исследовательских институтов, и страна была готова к реформам.
— С чего начинался развал СССР?
— Все началось в 1984 году, когда на место последнего генсека Константина Черненко, пришел новый, молодой и энергичный человек- Михаил Горбачев. Он произнес фразу, которую ждал народ: "так дальше жить нельзя", и объявил — "гласность", "перестройка", "ускорение". Однако ко всему этому советское общество на самом деле было неготовым. Я не считаю распад СССР закономерным явлением.
Развал СССР готовили очень долго, извне воздействуя на советских людей, ведь этот строй был антагонистический западному. Они пытались всеми возможными способами воздействовать на общество, чтобы оно перестало верить в идеи СССР. Те правители, которые приходили к власти считали себя мудрецами и единственными кто знает, что делать, и как правильно поступать. Общество было отчуждено, и поэтому постановления ЦК КПСС нужно было просто выполнять, вне зависимости от того, принимаешь их или нет.
— В чем ошибся Михаил Горбачев?
— Роковой ошибкой Горбачева стало объявление гласности. Ведь перед тем как заявлять перед неподготовленным обществом об этом, Горбачев, подобно выдающемуся китайскому реформатору XX века Дэн Сяопину должен был начать экономические реформы. Необходимо было улучшить условия жизни, повысить зарплаты и т.д.
Об этом как-то сказал ему сам Ден Сяопин. Когда Горбачев с председателем совета министров СССР Николаем Рыжковым были у Дена, он им сказал: "что хотите, делайте с экономикой: перестраивайте, переделывайте, однако не трогайте централизованную, партийную власть, пока вы не сделаете иные перемены". Они вышли и Горбачев Николаю Ивановичу говорит: "этот старик будет нас еще учить". С этого момента страна начала катиться вниз.
Когда он начал свою так называемую перестройку, партаппарат, имеющий привилегии, вдруг почувствовал, что будет лишен их.Началось глухое сопротивление между партийным аппаратом и Горбачевым, который решил создать параллельную власть. Он стал президентом, и параллельно политбюро, создал президентский совет. С одной стороны были так называемые демократы — Шеварднадзе, Яковлев, Примаков, а с другой — представители ретро взглядов.
Эта было его еще одной ошибкой: нельзя было сталкивать два полюса друг против друга. Вскоре я понял, что им на самом деле надо было выстроить новую систему правления. Однако они не учли застывшие межнациональные конфликты. Все эти годы мы жили в иллюзии о едином советском народе, однако гласность привела к активизации застарелых конфликтов, в том числе и карабахского.