Эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров заявил Sputnik, что Россия должна объявить постсоветское пространство зоной своих жизненных интересов и скорректировать политику по отношению к некоторым странам.
— Вы баллотируетесь на выборах в Госдуму. Скажите, какую задачу перед собой поставите на депутатский срок?
— Моя личная позиция — Россия должна объявить постсоветское пространство зоной своих жизненных интересов, и любое проникновение какого-либо государства, будь то США, Китай или Турция, должно восприниматься крайне негативно. Необходимо выработать индивидуальную политику по отношению к отдельным странам. Надо очень активно работать на постсоветском пространстве.
— Вы считаете, что за последние годы Россия сократила влияние в постсоветских странах?
— Сейчас у нас нет целостной программы работы по каждому из государств. Россия фактически потеряла Центральную Азию. Китай проглатывает Таджикистан, а Россия стремительно сдает там свои позиции. Узбекистан проводит такую же политику по отношению к РФ. На сегодняшний день если и есть зацепка в Центральной Азии, то это Киргизия.
Реальная ситуация в официальной статистике часто не отображается. В 1996 году я, будучи начальником Управления по сотрудничеству с Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном Министерства по делам СНГ, провел тщательный анализ, используя свои возможности, и выяснилось, например, что реальная продукция из Таджикистана — алюминий и хлопок — идут мимо России.
— А на Кавказе такая же ситуация?
— Давайте будем объективными. Грузия давно вышла из сферы влияния России. Азербайджан ориентируется на Турцию, несмотря на тесные связи с РФ.
Армения — единственная страна, которую охраняют погранвойска Российской Федерации: три погранотряда и погранкомендатура в аэропорту Звартноц в Ереване. Но и тут мы уступаем американцам, потому что работа среди армян, по сути, не ведется: Россия недостаточно поддерживает деятельность русских школ, куда многие армянские семьи хотели бы отдавать своих детей, не ведет работу с молодежью, с прессой.
— Что же делают США, чтобы нарастить влияние в Армении?
— Все удивляются, что в маленькой Армении американское посольство второе по численности и территории. На самом деле, это неудивительно: Армения — непотопляемый авианосец, максимально приближенный к Ближнему Востоку. Американцы действительно уделяют этой стране большое внимание и делают все, чтобы вытолкнуть оттуда Россию.
В случае успеха американцев в Армении влияние Москвы на Южном Кавказе будет сведено к минимуму впервые за более чем 200 лет. Это стало бы крупнейшим геополитическим поражением России. Именно поэтому американцы там активно работают через самые разнообразные структуры.
На президентских выборах в Армении бывший гражданин США, лидер одной из оппозиционных партий, набрал 38%, занимая проамериканскую позицию. Я не удивлюсь, если даже сейчас, при парламентской системе, победит оппозиция в лице партий, которые занимают, скажем, не совсем пророссийскую сторону. И все, в этом случае Россия полностью потеряет влияние в республике.
Потери будут, если в ближайшее время Россия не определится с реальными союзниками на Южном Кавказе. А что значит потерять Южный Кавказ? Это Каспийский бассейн, граница с Северным Кавказом, выход на Иран и Турцию и на Ближний Восток.
— Хотелось бы задать вам вопрос как эксперту по проблемам стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Сейчас отношения Москвы и Анкары восстанавливаются после кризиса. Могли бы вы сделать прогноз: как будет развиваться ситуация?
— За кулисами улучшения отношений России и Турции стояли бизнесмены, заинтересованные в проекте "Турецкий поток" и в строительстве своей атомной станции, причем как турецкие, так и российские. Для бизнеса не существует государственных интересов, а тем более интересов, связанных с национальной безопасностью.
Меня больше всего волнует ситуация по Сирии. Турция играет ключевую роль, так как предоставляет свою территорию боевикам. Такая организация как "Джебхат ан-Нусра", которая сейчас называется "Джебхат Фатах аш-Шам", получает массированную помощь через переход в городе Аазаза на сирийско-турецкой границе.
Пока мы слышим только слова о том, что создана российско-турецкая комиссия по закрытию границы. По факту граница не закрыта, террористическая инфраструктура на территории Турции продолжает существовать, а к "Джебхат ан-Нусре", по некоторым сведениям, хорошо относится лично господин Эрдоган.
Раз уж мы улучшаем отношения, необходимо поставить вопрос о разрушении инфраструктуры террористов и отказа Турции от поддержки террористических организаций на северо-западе Сирии, и особенно в районе Алеппо. Этот вопрос должен был быть поставлен еще вчера.
— Ваши родители родом из Армении и Нагорного Карабаха, но родились вы в Фергане. Скажите, к какой национальности вы себя причисляете?
— Моя фамилия Багдасаров, потому что мои предки более двухсот лет назад были на службе у Российской империи.
При поступлении на службу фамилии русифицировали, а многих крестили в Русской православной церкви. Отсюда появление в российской политике таких выдающихся деятелей как Михаил Тариэлович Лорис-Меликов, командующий Кавказской армией в ходе русско-турецкой войны, ближайший соратник Александра II. Отсюда почти все командование Кавказской армии.
Целая плеяда людей, которые связали свою жизнь с Российской империей. Мои предки — выходцы из Армении. Отец из Нагорного Карабаха, мать из Зангезура. Я родился в Средней Азии. Считаю себя имперским советским человеком, потому что для меня важнее не национальность человека, а государство как империя.
Деникин писал, что однажды в Думе Российской империи подняли вопрос о том, что в руководстве армии много людей с нерусскими фамилиями. В ответ он привел слова из официального вестника военного министерства: "Русским следует считать не того, у кого русская фамилия, а того, кто готов положить жизнь и всю свою судьбу во благо Российской империи".
Это на всякий случай некоторым товарищам, которые живут в России, пользуются всеми благами, а любят почему-то совершенно другую страну. Ту страну, которая сбила наш самолет Су-24.