На первый взгляд, кажется, что на них один и тот же человек. Всего лишь черно-белая и цветная копии. Разница лишь в том, что Нейланда сфотографировали десятилетия назад. Однако преступления не имеют срока давности.
"Преступника можно определить по внешности" — один из постулатов теории известного психолога XIX века Ломброзо. Приговоренный к смертной казни еще в советское время несовершеннолетний преступник внешне почти не отличается от Валерия Пермякова, убившего в Гюмри всю семью.
У Пермякова и Нейланда много общего: они похожи не только внешне, схожи и обстоятельства совершенных ими преступлений. В обоих случаях идеально подобрано время убийства — раннее утро. Преступники убивали своих жертв с особой жестокостью, в том числе и детей. В обоих случаях были убиты все члены одной семьи, на месте преступления оставлено орудие убийства. В обоих случаях- полное отсутствие мотива, хладнокровие и цинизм.
Солдат-срочник 102-й военной базы, дислоцированной в городе Гюмри, Валерий Пермяков с табельным оружием и штык-ножом покинул военную базу в поисках денег.
Около шести часов утра он проник в дом Аветисянов, штык-ножом сняв стекло входной двери, застрелил на месте пятерых членов семьи, а потом с особой жестокостью расправился с беспомощными детьми, нанеся им штык-ножом серию ударов, в результате чего двухлетняя девочка скончалась в тот же день, а шестимесячный мальчик — спустя неделю. После совершенного убийства, он хладнокровно перерыл вещи убитой семьи, там же переоделся, забрал три стареньких мобильных телефона и 6000 драмов наличными. Пермяков скрылся с места преступления, оставив там свой автомат, патроны, военную форму и ботинки. После чего попытался пересечь границу Турции, однако его обнаружили и задержали российские пограничники.
Убедившись, что кроме женщины и ребёнка в квартире никого нет, преступник закрыл входную дверь на замок и начал наносить удары топором 37-летней женщине. Чтобы соседи не слышали криков, Нейланд включил стоявший в комнате магнитофон на полную громкость и нанес женщине 17 ударов топором, а потом убил беспомощного ребенка. После убийства преступник обыскал квартиру, даже съел найденную у хозяев еду, забрал из квартиры незначительную сумму денег и фотоаппарат, которым предварительно заснял своих жертв, собираясь в дальнейшем продать фотографии. Нейланд оставил на месте преступления орудие убийства — топор.
Преступникам свойственны торчащие и большие уши, низкий лоб, непропорциональный ассиметричный череп, плоский нос, выраженные брови и челюсть, высокие скулы, холодный взгляд изподлобья, длинные руки, толстые губы, морщинистые лоб и руки, маленький подбородок.
Лафатер (1741-1801) первым из ученых предложил искать сходство во внешности людей, склонных к криминалу. К примеру, выпуклая дуга вокруг уха говорит об инстинкте хищника, о склонности к убийству. При этом он выделял три вида преступников — убийца, грабитель и насильник. Согласно этой теории, лица преступников часто напоминают обезьяньи черты.
Не возникает ли вопроса, почему много преступлений происходит именно в армии? Ведь речь идет о той же возрастной группе. Стоит ли давать в руки 18-летнему парню оружие? Мы можем предположить, что на месте Пермякова мог оказаться любой другой человек, и едва ли стоит искать причину совершенных преступлений в психических отклонениях, в воздействии психотропных препаратов. Но если это оружие попадает в руки тому, кто по теории Ломброзо еще и генетически склонен к совершению преступления, то делайте выводы сами…
В случае с Пермяковым адвокаты опровергли ту точку зрения, согласно которой он мог находиться под воздействием психотропных средств или же он страдает какими-то психическими отклонениями. Тамара Яйлоян, отказавшаяся защищать в суде интересы Пермякова, заявила, что 18-летний Пермяков не имеет проблем со здоровьем, не страдает каким-либо психическим отклонением и не имеет психологических проблем. То же самое подтвердил и его защитник Артур Данелян, который наедине часами общался с Пермяковым. Люди, которые лично общались с преступником, свидетельствуют, что Пермяков психологически вполне нормален и уравновешен, что подтверждает и психолого-психиатрическая экспертиза.
Приговор ему, конечно, вынесут. Но можно ли будет после этого считать вопрос закрытым?
В обоих случаях — как Нейланда, так и Пермякова — в основе преступления лежит страх, психическая уязвимость, возможно, трудное детство. И хотя Пермяков переступил порог совершеннолетия, он, возможно, остался тем же ребенком, как и 15-летний Нейланд, с той лишь разницей, что в его руках был не топор, а автомат.
Так где же начинается и где заканчивается граница несовершеннолетия? С какого именно возраста человек становится совершеннолетним, иными словами, психически уравновешенным?..
Что же лежит в основе столь жестоких убийств — "ген преступника", теория Ломброзо или граница между совершеннолетием и несовершеннолетием? А может, совсем другие причины? Но одно очевидно: для предотвращения подобного зверства необходимы серьезный психологический анализ и научно обоснованные решения. В противном случае нейланды и пермяковы никогда не переведутся…