О перспективах представительства и двустороннем сотрудничестве, а также о красотах Армении, рассказал Степашин корреспонденту Sputnik Армения. Беседовала Лаура Саркисян.
– Как появилась идея открытия представительства в Армении?
– Решение было принято нашим советом еще в декабре. Инициативу поддержал также президент Армении Серж Саргсян. Мы открываем представительство в братской православной Армении, которая является родиной православия. Мне очень приятно, что председатель Контрольной палаты Армении Ишхан Закарян согласился его возглавить.
Пока представительство будет базироваться в счетной палате, а потом, скорее всего, в Эчмиадзине. На этом этапе в него входят уже 55 человек, а по всей России их 1500, среди которых ученые, специалисты, священнослужители. У нас индивидуальное членство, мы не гонимся за количеством.
– Какая деятельность намечается в рамках функционирования представительства Императорского православного палестинского общества в Армении?
– Это вопросы, связанные с религиозным туризмом и паломничеством не только на Святую землю, где очень сильны позиции армянской церкви, но и в Россию. У нас огромное количество россиян, желающих побывать в Армении.
Я сам русский, много раз бывал здесь, служил в Карабахе, однако многие знают лишь о Севане и Ереване. А ведь Армения — это кладезь христианства, с большим количеством храмов. В свою очередь мне бы хотелось, чтобы наши армянские братья видели не только Москву и Санкт-Петербург, Эрмитаж и Кремль, но и святыни России. Ведь именно это и сближает людей. Дружба между нашими народами очень крепкая.
В наши планы входит также активизация деятельности по защите христианства на Ближнем Востоке. Позиции армянской диаспоры в Ливане, где живет почти два миллиона беженцев из Сирии, очень сильны. Мы создали свое отделение в Бейруте и думаем над тем, как привлечь к этой работе армянскую диаспору.
Следующим направлением является научная деятельность, в том числе и изучение истории.
– Насколько активно ваше сотрудничество с Армянской патриархией в Иерусалиме?
— В Палестине у меня очень хорошие отношения с армянским Патриархом, лучше, чем с греческим. На данный момент он помогает нам в деле по возвращению святынь: открываем Сергиевское подворье.
– Расскажите о своей карабахской службе?
Я служил в штабе Вольского в Карабахе в 1988 году. Когда начались массовые погромы, я был комендантом района в Баку, в Сумгаите. В свое время пришлось поработать, чтобы хоть как-то помочь армянскому народу. Скажу вам, что именно в Карабахе я познакомился с будущими президентами Армении Сержем Саргсяном и Робертом Кочаряном. Тогда один был руководителем партии, второй — комсомола.
– Что больше всего привлекает Вас в Армении?
– Эчмиадзин, красавец-Севан, однако самым близким и родным по духу являются люди. Их теплое отношение заставляет меня часто приезжать сюда, где я чувствую себя как дома.
– Какое самое яркое воспоминание, связанное с Арменией?
– Думаю, что все еще впереди (смеется). Наверное, то, как мы отмечали юбилей — десятилетие счетных палат СНГ в Ереване. В это время у нас практически не было никаких дипотношений с Грузией. Однако в Армению приехали представители из всех республик бывшего СССР. Тогда я понял, что, наверное, единственный город, где можно было собрать всех вместе — это Ереван.