Давид Галстян, Sputnik.
Название села Лернамердз, что в переводе означает "близкий к горам" знакомо в Армении, да и в области немногим. Однако, все в округе знают "село Ленина". Причина такого названия в большом бюсте Ленина, который установили в селе совсем не в советское время, а, как ни удивительно, в конце 90-ых.
Автор идеи, человек преклонного возраста, дед Азат (Барсегян) живет напротив памятника (бюст стоит на постаменте). Ленин "перекочевал" сюда со двора дома культуры в Эчмиадзине. Дед Азат рассказывает, что в советское время практически во всех селах ставили памятники Сталину или Ленину, но у них таких памятников не было, вот он и решил восстановить "историческую справедливость". Тем более, что с прежнего места Ленина "свергли", повредив глаз и нос.
Дед Азат его восстановил и установил на постаменте в центре села, напротив своего дома. На открытии памятника, приуроченного ко дню Октябрьской революции, прибыло, по словам деда Азата, несколько сот человек во главе с первым секретарем Компартии Армении.
"Прибылo около 200-300 коммунистов из Эчмиадзина, соседних сел, других мест. Пришли, тот, кто не верил — убедились. Была большая радость, песни, танцы, гости наелись-напились…И все были довольны", — говорит дед Азат.
Таким образом, в селе, основанном в 1924 году армянами и езидами, бежавшими от геноцида в Османской империи, появился свой уникальный для постсоветского времени символ. В дополнение к нему, дед Азат собрал у себя множество красных флагов, пионерских платков и другие "осколки" советской эпохи.
Каждый советский праздник в селе отмечают как надо, детям вяжут красные платки, достают советские флаги и идут к памятнику Ленину.
Одной из его реликвий является большая "Книга почета", где свои записи оставили многочисленные гости деда Азата, в том числе члены Компартий со всех концов мира. Некоторые благодарят за сохранение истории, некоторые — за гостеприимство. На первой странице рядом с тогдашним первым секретарем Компартии Армении Сергеем Бадаляном красуется Фидель Кастро.
По словам деда, коммунизм был во Вьетнаме, Китае, Северной Корее, но настоящим символом социализма является Куба. Именно поэтому, жители деревни, "душой солидарные" с Островом Свободы, начали иногда называть свое село "Красной Кубой".
Листая книгу, 75-летний дед Азат рассказывает, что в Компартию, как ни удивительно, он вступил только в 1996 году. Говорит, что только тогда она очистилась от всех тех, кто искал "теплого места" и там остались только "идейные" люди. При этом подчеркивает, что он больше социалист, чем коммунист.
Иногда дед Азат отвлекается от альбома и рассказывает о том, что армянские крестьяне не смогли подстроиться под капитализм, приватизацию земли. По его словам, они остались без тракторов, без механизации, "не то, что при социализме".
"Мало сказать, что я скучаю по этому времени. Это стало причиной установки памятника, хотя он не вернет социализм. Люди жили при социализме до 1991 года и жили неплохо. Не знаю, как будет в будущем, но думаю, мир спасет социализм…", — говорит Азат.
По его словам, он знает много стран, которые называют себя капиталистическими, имеют рыночные отношения, однако в их основе лежит социализм — фиксированные цены, государственный контроль над экономикой…
Двое внуков деда Азата учатся в университетах в Ереване, один служит в Карабахе. Он говорит, что вся семья разделяет его взгляды и входит в Компартию. Всего, по его словам, партийных в селе осталось около 20 человек (было 50), остальные разъехались, как и почти половина села в поисках лучшей доли.
Уже прощаясь, дед Азат говорит, что статуя точно простоит до его смерти, после — не знает. Но он очень хочет, чтобы его внуки жили в социализме…
Перед отъездом мы подмигиваем Ленину, купающемуся в специально посаженных для его "славы" цветах. Он, не видя в нас "преданных делу" истинных пролетариев, отстраненно смотрит ввысь.
Машина поворачивает за угол, и бюст скрывается из виду. Вокруг обычное армянское село, которое пустеет из-за отсутствия работы и вытекающих из этого социальных проблем…