Двадцать четыре киноведа выбирали картину, которая представит Армению на премии ''Оскар'' в номинации "Лучший иностранный фильм года".
Количество фильмов, представленных на суд киноакадемиков, было беспрецедентным для армянского кинематографа. На голосование было выставлено три картины — "Жаркая страна, холодная зима" Давида Сафаряна, "Землетрясение" Сарика Андреасяна и "Последний житель" Дживана Аветисяна. Все эти картины соответствуют техническим стандартам американской киноакадемии.
Примечательно, что пиар-кампания фильмов началась задолго до этого события.
Например, так называемый лоббинг фильма "Последний житель", помимо некоторых малограмотных статей, был осуществлен также посредством вмешательства некоторых влиятельных лиц, в том числе и не имеющих отношения к кинематографу. Они активно призывали голосовать за данную ленту.
Академики не стали жертвой лоббинга, однако, несмотря на это, на первом этапе "Последний житель" собрал наибольшее количество голосов. Не важно, было ли это результатом лоббинга или объективным выбором киноакадемиков.
Ведь наиболее существенно то, что поистине авторским произведением, ближе всего стоящим к понятиям художественного кино, является картина Сафаряна "Жаркая страна, холодная зима". Однако именно она получила наименьшее количество голосов.
Не ставит ли этот факт под сомнение степень компетентности академиков? Конечно, ставит. У некоторых "кинематографистов" Академии довольно смутные представления о тенденциях современного кино и заключены они в старые шаблонные рамки. Как бы то ни было, состоялся второй этап голосования, в результате которого наибольшее количество голосов собрал другой фильм — "Землетрясение", направленный на пробуждение историко-генных эмоций, а не на чистый и разумный концепт кинематографа.
Хоть "Землятресение" и соответствует пафосному и сентиментальному формату "Оскара", необходимо учитывать тот факт, что в данном случае речь идет о номинации "Лучший иностранный фильм", которая близка любителям своеобразных и интеллектуальных фильмов. Однако это не учитывалось большинством киноакадемиков Армении.
Один из номинированных режиссеров — Дживан Аветисян раздраженно зажег сигарету и покинул зал.
Трудно не разделить недовольство режиссера и других присутствующих относительно как самого формата проведения выборов, так и отсутствия четких процедур.
Однако радует тот факт, что впервые в истеблишменте армянского кино подобное решение было принято в открытом формате, в отличие от скрытых процедур предыдущих лет.
В результате мы имеем то, что имеем: интеллигенция кинематографа не сильно отличается от чиновников правительства и парламента.