Геворг Мирзаян, доцент Финансового Университета при правительстве РФ — для Sputnik
В идущей сейчас "прохладной войне" между Россией и Западом Армения и Грузия находятся по разные стороны баррикад. Однако, несмотря на это, умудряются сохранять и развивать конструктивные двусторонние отношения: слишком уж они нужны друг другу.
Не с тем встретились
Пятого сентября в Ереван прибыла грузинская делегация во главе с премьером Георгием Квирикашвили. Грузины и армяне провели переговоры по торгово-экономическим вопросам, однако в медиапространстве обсуждали, скорее, скандал, который произошел аккурат перед визитом. Незадолго до приезда грузин в Ереван делегация Абхазии посетила Карабах. И если в визите представителей частично признанной республики в непризнанную нет ничего особенного, то вот встреча абхазских чиновников с президентом Армении Сержем Саргсяном вызвала в Тбилиси много вопросов. Причем возмущение было, в основном, связано с выносом этой встречи на публику — абхазы опубликовали фотографии с мероприятия.
"Грузины встречаются с абхазами в Женеве — и ничего, небеса на землю не падают. Однако появление в информационном пространстве фотографии Сержа Саргсяна с абхазскими представителями способствует тому, что нынешний статус Абхазии будет постепенно восприниматься как нечто нормальное, привычное и само собой разумеющееся", — пояснил Sputnik cтарший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.
Некоторые эксперты уже называют сложившуюся ситуацию ошибкой Еревана и призывают дать «серьезный втык» армянскому посольству в Тбилиси за то, что не оно проинформировало Центр о возможной грузинской реакции.
Однако армянское руководство прекрасно понимало эту реакцию, и ему не было смысла устраивать провокацию.
"Серж Саргсян не стал бы публиковать фото с представителями Абхазии. И не только потому, что это осложнит его отношения с Грузией. Ему это фото могут потом припомнить и ЕС с американцами", — считает Силаев. Выгоду от публикации получает лишь Абхазия — МИД размещает это фото в своем твиттере и на ближайшие полгода отчитывается перед абхазскими властями за то, что он продвинул признание независимости Абхазии. Поэтому наиболее вероятное объяснение случившегося — одностороннее решение абхазской стороны опубликовать снимок.
Вместе богаче
К счастью для Еревана, Тбилиси вряд ли будет раскручивать спираль конфликта — Георгий Квирикашвили заявил, что Армения поддерживала и поддерживает территориальную целостность Грузии, а все остальное — политические спекуляции.
Грузины, безусловно, будут использовать факт этих спекуляций в грузино-армянских переговорах как средство давления на Ереван, однако доводить ситуацию до скандала и разрыва отношений они не намерены (по крайней мере, нынешнее правительство). Слишком важны для грузин хорошие отношения с армянами.
Прежде всего, с финансово-экономической точки зрения. Здесь дело даже не в объемах двусторонней торговли. Грузия для Еревана — выход во внешний мир.
Напомним, что у Армении нет выхода к морю, а восточная и западная граница заблокированы (соответственно властями Азербайджана и Турции, назвавшими этот шаг ответом на конфликт в Карабахе). Небольшой участок армяно-иранской границы не обладает достаточной инфраструктурой, да и в целом, с логистической точки зрения, интересен лишь для выхода на ближневосточные рынки (которые для Армении не являются основными).
Поэтому фактически все торговые контакты Еревана с Россией и Евросоюзом идут через территорию Грузии, и Тбилиси за счет этого зарабатывает большие деньги.
Кстати, сейчас стороны активно обсуждают возможности расширить и улучшить транзит. Например, через строительство нового автобана, который соединит Армению и черноморские порты Грузии.
Не менее перспективным пространством в двустороннем сотрудничестве является участие стран в разных торгово-экономических блоках.
Грузия граничит с Россией, но входит в зону свободной торговли с ЕС. Армения не граничит с Грузией и не имеет прямого выхода в Россию, но при этом входит в евразийское пространство. И такая конфигурация открывает для стран очень широкие перспективы.
Это армяне
Неудивительно, что стороны не хотят терять такие двусторонние перспективы, поэтому они всячески оберегают двусторонние отношения от всех угроз — внутриполитических, региональных и глобальных.
Под внутриполитической ситуацией прежде всего подразумевается грузинский регион Самцве-Джавахетия, населенный армянами и рассматриваемый некоторыми армянскими националистами как территория Армении, которую нужно вернуть.
Ереван не только всячески дистанцируется от этих настроений, но и помогает Тбилиси снижать сепаратистские настроения в регионе.
"Если уж кто-то и играл позитивную роль в Джавахетии за весь период независимости Грузии, то это сама Армения. В самой Джавахетии, особенно в 90-е годы, были сильны идеи даже не столько независимости, сколько присоединения к Армении. Однако Ереван выступал против этих идей, и сейчас благодаря грузино-армянскому единению в этом вопросе ни одна третья страна не может обострить ситуацию в Джавахети", — сказал Sputnik исполнительный директор грузинской НКО "Кавказский дом" Гиорги Канашвили.
К счастью, джавахский шип из двусторонних отношений постепенно ликвидируется через снижение сепаратистских настроений в регионе.
"Туда построили нормальную дорогу, благодаря чему население получило возможность подбирать новые рабочие места. Кроме того, там перестали искать шпионов на каждом углу, и население стало спокойнее смотреть на свое нахождение в составе Грузии. Да, они получают армянское гражданство, но благодаря этому ездят в Россию на заработки", — говорит Николай Силаев.
Карабахский игнор
Региональной угрозой являются, безусловно, разные позиции сторон по сепаратизму на Кавказе. Грузины в карабахском вопросе держат позицию Азербайджана, поскольку у них самих есть отделившиеся регионы. Армения же в ответ не поддерживает Грузию в абхазском и осетинском вопросах.
"Грузинская сторона каждый год подает в ООН резолюцию о временно перемещенных лицах из Абхазии и Южной Осетии, а армянская сторона эту резолюцию не поддерживает. В свою очередь, грузинские власти поддерживают аналогичную резолюцию о временно перемещенных лицах из Карабаха, которую подают азербайджанские коллеги. Но в Ереване и Тбилиси понимают специфику вопроса, и эти истории не вызывают напряжения в двусторонних отношениях", — говорит Канашвили.
Конечно, такое взаимопонимание не устраивает Баку. Азербайджан заинтересован в усилении блокады Армении и продолжении давления на армянскую экономику, поскольку, по мнению Баку, это может вынудить армян сдать Карабах. Поэтому Баку препятствует армяно-грузинскому сближению, а инструментов для давления на Тбилиси у азербайджанских властей достаточно — тут и статус важного торгово-инвестиционного партнера, и азербайджанская компания SOCAR (которая работает на территории Грузии и является одним из крупнейших налогоплательщиков в этой стране).
Однако в Тбилиси давлению не поддаются, поскольку как раз рассматривают усиление торгово-экономических и политических связей с Арменией (а опосредованно через Ереван — и с Москвой) как некий баланс чрезмерному, по мнению некоторых грузинских экспертов, влиянию Баку на грузинские дела.
Москва не против
Глобальным же вызовом для двусторонних отношений потенциально является позиция Россия, традиционно нервно относящаяся к развитию отношений между ее союзниками и недругами. Периодически в российской политико-активисткой среде возникают разговоры о том, что нужно подтянуть Армению в грузино-российский конфликт.
Однако Кремль отметал эти варианты даже при правлении Саакашвили. Все прекрасно понимают, что обострение между Ереваном и Тбилиси серьезно осложнит положение Армении и вынудит Россию резко усиливать поддержку Еревана, а значит, тратить дополнительные ресурсы и пойти на обострение с Баку. Сейчас же, когда у власти в Грузии достаточно вменяемое руководство, фантазии о стимулировании конфликта между Ереваном и Тбилиси исчезли даже из информационного пространства. Вместо этого Россия наоборот, пытается продвигать российско-армяно-грузинские проекты, которые могут стать не только благом для Армении, но и способом продвинуть российско-грузинскую нормализацию.
Помимо уже широко освещенного проекта о восстановлении железной дороги из Армении в Россию через Абхазию и Грузию речь идет об аналогичной автомобильной трассе, которая пройдет через Южную Осетию. Причем (в отличие от железной дороги) тут стороны даже частично решили политические вопросы, подписав соглашение о порядке таможенного режима. Согласно этому соглашению, таможенный мониторинг будет осуществлять частная швейцарская компания, которую нанимают обе стороны.
Теперь осталось самое сложное — начать практическую реализацию этих соглашений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.