Демонстрация системы ОТРК "Искандер" в Ереване, на репетиции военного парада, посвященного 25-летию независимости Армении, не стала серьезной неожиданностью для множества экспертов и аналитиков, специализирующихся как на тематике карабахского урегулирования, так и на внутриполитической ситуации.
В каком-то смысле подобный расклад оправдан. Да хотя бы тем обстоятельством, что наличие высокоточных, не имеющих аналога ракетных систем способно в некотором смысле умиротворить и успокоить часть населения страны.
В этом плане объяснение, что Россия, борющаяся за влияние в регионе в целом, три года тому назад согласилась-таки продать Армении ОТРК "Искандер", чтобы уравновесить военные потенциалы противоборствующих сторон, звучит вполне обоснованно. Не будем забывать, что РФ доселе никому не соглашалась продавать ни сами ОТРК "Искандер", ни оружие, напоминающие нечто подобное.
А ведь в очереди за "Искандером" стояли не самые бедные нефтяные страны. Одна Саудовская Аравия, понесшая серьезные потери в военных столкновениях с Йеменом от гораздо менее слабых российских ракетных систем "Точка-У", тому подтверждение.
И вдруг оказывается, что Россия согласилась своему самому близкому партнеру и военному союзнику — Армении продать ОТРК 9К720 (индекс систем "Искандер" в российском военном комплексе) еще в 2013 году. Договор был подписан в 2014. Тогда же, свидетельствуют некоторые источники, начались и поставки.
Видео репетиции с парада по случаю 25-й годовщины независимости>>
Уже тогда было ясно, что Россия будет вынуждена вмешаться в войну с международным терроризмом, развернувшуюся на территории Сирии.
И получается, что Москва, принимая решение о продаже ОТРК "Искандер" своему главному в регионе союзнику, решала сразу несколько проблем, а не только уравновешивала вооруженные потенциалы Армении и Азербайджана.
Необходимо помнить, что военные операции в Сирии разворачиваются всего лишь в каких-то 500 километрах от Армении. По меркам современной войны — это ничтожно малое расстояние, и опасность международного терроризма, исходящая от Исламского Государства и прочих бандитских формирований, свирепствующих по обе стороны Евфрата, вполне реально нависла не только над Средним Востоком, но и над регионом Закавказья и странами Кавказа.
Ведь нельзя исключить, что в этой войне понадобится также и военный потенциал самой Армении… Не дожидаться же, чтобы джихадисты вдруг вплотную подступили к границе Армении (что, кстати, не исключено с учетом того, что сама Турция оказалась на грани войны с Сирией и развала).
Так что, когда аналитики утверждают, что в Армению поступила более "слабая" модель "Искандера" (так называемая экспортная конфигурация), способная поразить цель "лишь" на расстоянии 280-300 километров, то они, скорее всего, попросту ошибаются.
Что касается фактора карабахского противостояния, то можно с большой степенью уверенности говорить о том, что системы ОТРК "Искандер", стоящие на дежурстве в армянской армии — это уже достаточно серьезное препятствие для дальнейшей эскалации ситуации на карабахско — азербайджанской линии соприкосновения.
Это действительно слишком серьезное оружие. Настолько серьезное, что даже одна угроза его применения способна решать вопросы не только регионального, но и геополитического масштаба.