Давид Галстян, Sputnik.
Два вагона метро, которые едут на площадь Республики в Ереване, битком набиты народом. Это сегодня единственный надежный транспорт в перекрытый центр города. Стар и млад едут на площадь, где проходит парад в честь Дня независимости Армении. Действующий и дополнительный эскалатор еле справляется с потоком людей со всех станций, высаживающихся на площади.
На эскалаторе среди толпы людей выделяется пожилая седовласая пара, держащаяся за руки. Дедушка одет в строгие темные штаны, белую рубашку и светлый пиджак, бабушка в светлом платье. Как только они сходят с эскалатора, супруг с нетерпением направляется вперед, в сторону площади, бабушка еле поспевает за ним, но ничего не говорит, пытаясь не потерять мужа в толпе.
Дедушка высматривает из-за спин впереди стоящих людей хорошую позицию для обзора. Супруга на голову его ниже, ей ничего не видно, она смиренно ждет, пока муж найдет "подходящее место". Протиснувшись, он уходит на десяток метров вперед, высматривая стоящих в парадных "коробках" солдат.
Вдруг он останавливается и растерянно ищет глазами жену. Находит. И, взявшись за руки, они вместе наблюдают за парадом. За все время, что пожилая пара пробивалась к основному месту действия, не было промолвлено ни слова с их стороны, только взгляды.
На площади раздается голос диктора, объявляющего о начале парада, и появляется машина с министром обороны. Площадь полностью заполнена, нет места упасть яблоку. Каждую минуту кто-то кому-то наступает на ногу, каждый пытается найти наиболее лучший обзор, чтобы видеть парад "во всей красе".
Самые разумные смотрели парад с обратной стороны экрана, сидя у телевизоров или компьютеров и спокойно попивая кофе.
Между тем, практически половина зрителей парада это дети, в том числе, в военной форме, с армянскими флагами на майках, кепках или в руках. Так как их рост не позволяет видеть парад на собственных ногах, они занимают "второй этаж" зрительного зала — плечи родителей.
"Я же не терминатор, дай воздуха глотнуть", — смеясь, говорит отец старшему сыну, спуская с плеч младшего.
Все остальные взбираются выше, насколько это возможно. Кто-то на урны, кто-то на столбы с указателями, кто-то на оконные выемки близлежащих зданий, в том числе, правительства.
Все желающие фотографируются с военными, которые не только на "парадной площади", но в числе зрителей.
"Наша независимость — это наше будущее, это наша радость. Мы сами можем строить нашу страну, которую приобрели ценой крови. За независимость нужно крепко держаться и развивать страну. Она должна быть вечно", — поделился со Sputnik Армения своими эмоциями седоволосый Борис.
По его словам, парад позволяет жителям страны увидеть ее мощь и силу.
Рядом с площадью дежурят кареты "Скорой помощи". Солнце сделало свое дело, несколько человек, включая детей, обратились за помощью, но ничего серьезного.
Рядом с нами раздается западноармянская речь, муж с женой о чем-то беседуют. Поинтересовавшись, мы узнаем, что Саркис и Нора Ширикяны приехали сюда из Сан-Франциско.
"Для нас День независимости — это гордость. Мы приехали в Армению ради него, чтобы поучаствовать, насладиться им", — говорит Нора.
Ее супруг добавляет, что для армян диаспоры — это надежда, что мы добьемся наших целей, до конца и преодолеем все трудности.
По мнению Саркиса, Армения должна показать всем врагам, насколько она сильна, что армяне есть, и их численность будет расти.
Пришедший на парад вместе с сыном 40-летний Сурен сказал нам, что на параде чувствует величие Армении. При виде военной техники укрепляется уверенность в безопасности страны.
"Я надеюсь, и мой сын все это понимает и любит свое отечество", — сказал Сурен.