ЕРЕВАН, 1 окт — Sputnik, Нелли Даниелян. Ровно 41 Государственная некоммерческая организация (ГНКО) получила финансирование из госбюджета 2016 года. Общая сумма составила порядка 5,7 млрд драмов (примерно 12,5 миллионов долларов).
Это официальные цифры, которые обнародованы на сайте парвительства Армении. В то же время многие специалисты уверяют, что ГНКО на самом деле тратят намного больше. Гранты, к примеру, не зарегистрированы на сайте. Согласно официальной информации, в составе почти всех министерств существуют ГНКО, которые осуществляют подготовку своих же специалистов. Кстати, каждая из них получает несколько сотен миллионов драмов для выполнения данной функции.
Например, ГНКО "Центр обучения" министерства финансов в год из бюджета получает более 110 106 900 драмов (231455.21 долларов) для подготовки специалистов сферы, ГНКО "Учебно-методический центр" Государственного комитета кадастра недвижимости — 11 200 000 драмов (23543.47 долларов).
В составе Минюста имеется несколько организаций, которые для осуществления подготовки и обучения получают около 1 млрд драмов (более 2 миллионов долларов). Так, годовой бюджет "Академии юстиции" составляет 318 миллионов драмов (около 700 тысяч долларов). Кроме того, в составе министерства действует также ГНКО "Юридический институт министерства юстиции" с бюджетом 345 миллионов драмов (около 750 тысяч долларов). Кстати, если первая осуществляет обучение и подготовку кадров сферы, то вторая существует исключительно для сотрудников министерства. Для сравнения отметим, что в составе этого министерства действует ГНКО, занимающаяся воспитанием малолетних преступников, которая получает финансовую поддержку в 10 раз меньше.
ГНКО "Центр безопасности пищевых продуктов, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных услуг" получает гораздо больше средств. Только для вакцинации сельскохозяйственных животных ГНКО получила из госбюджета 620 миллионов драмов (1,3 миллиона долларов).
Еще одна ГНКО действует при Государственной службе безопасности пищевых продуктов министерства сельского хозяйства и называется она "Республиканский центр ветеринарно-санитарных и фитосанитарных лабораторных услуг". Согласно официальной информации, ГНКО занимается определением и диагностикой заболеваний животных, включая птиц, пушных зверей, рыб и пчел, организацией экспертизы пищевых продуктов и сырья животного происхождения, серомониторингом, серологическими исследованиями, выявлением карантинных организмов растений, возбудителей болезней и сорняков на территории Республики Армения. ГНКО получает для всего этого 347 миллионов драмов (731 тысяча долларов).
Не удивительно,что вопрос эффективности финансовой поддержки ГНКО заинтересовал также нового премьера. В ходе последнего заседания правительства Карапетян поручил министрам изучить эффективность ГНКО, действующих в составе министерств.
Аппарат правительства имеет три ГНКО. Одна из них занимается организацией процесса госзакупок, вторая — редакторской деятельностью над сайтом правительства, подготовкой телевизионных передач, съемками мероприятий, а третья — обслуживанием зданий и имущества при аппарате правительства. Эти три ГНКО получают из госбюджета 735 миллионов драмов (около 15,5 миллионов долларов).
Поручение премьер-министра, помимо ГНКО, касалось также бюро по реализации программ, которые, как правило, после завершения программы не упраздняются, а продолжают действовать в рамках других программ госструктуры. Нам удалось выяснить, сколько их и сколько денег они тратят из госбюджета, различных грантов и иностранных кредитов. Дело в том, что в отличие от ГНКО, об этих бюро нет официальной информации.
В 2015 году Контрольная палата исследовала деятельность бюро по реализации программ "Экономическое развитие сельских территорий" и выяснила, что с 1995 года бюро вместе с Международным фондом сельского развития осуществило шесть программ стоимостью 78,2 миллиона долларов.
На самом же деле, согласно данным Контрольной палаты, бюро взяло на себя функции банка-посредника: оно предоставляло полученные средства в виде кредитов органам, осуществляющим разные программы в неимущих общинах, получало проценты, но не контролировало управление финансовыми ресурсами, гарантированными государством. В результате эти средства были растрачены, а программы остались невыполненными. В ближайшем будущем будет шанс увидеть, какие открытия сделают члены правительства о ГНКО и бюро по реализации программ, и насколько они будут честными во время подсчета растраченных средств.