О том, насколько фестивали отражают кинематографическую картину дня, и о популяризации авторского кино Sputnik Армения рассказал директор Батумского Международного фестиваля авторского кино (BIAFF), кинорежиссер Гиорги Гогиберидзе. Беседовал Карен Аветисян.
— Был ли какой-либо программный акцент у фестиваля в этом году?
— У нас один-единственный программный акцент — присутствие автора, режиссера в каждой картине, показанной на фестивале. При отборе нам абсолютно не важна тема: будь то политическая или феминистическая, или какая-либо еще. Главное — это автор и снятое им кино, вне зависимости от всего остального.
— Как по-Вашему, отражают ли сегодня мировые фестивали подлинную кинематографическую картину?
— Я могу с уверенностью сказать, что не видел ни одного фестиваля в мире, который был бы направлен исключительно на популяризацию авторского кино.
Даже в Каннах параллельно могут присутствовать фильмы Фон Триера и Такаши Миике в главном конкурсе. Спрашивается: где Такаши Миике, а где авторское кино? Как мне кажется, они попросту несовместимы в одном и том же конкурсе. А это значит, что фестиваль строит определенную коньюнктуру и правила игры, и жюри начинает работать по этим правилам.
— Вы очень много путешествуете по разным фестивалям. Есть ли фестиваль, который считаете для себя образцом или который воодушевил Вас в свое время на создание Батумского международного фестиваля?
— Да, конечно. Их много, например, фестиваль в Карловых Варах, в молодежную программу которого я попал еще в студенческие годы и получил большое вдохновение. Потом я понял, что у Батуми отличная фактура для проведения фестиваля, и, кстати, Батуми — один из немногих городов, где в советское время снималось очень много фильмов: в год примерно 30-50 картин, и во многих из них сам город не узнаваем, но сьемки проводились именно в Батуми.
"Путешествие Робинзона Крузо" — первый в Советском Союзе стереоскопический фильм — то, что сейчас называют 3D также сделан в Батуми. Для сравнения, в коммунистический период в Батуми работало 35-40 кинотеатров, а сегодня только один и то очень маленький.
— А есть какие-то точные статистические данные о достижениях фестиваля за все эти 11 лет?
— Если посмотреть, сколько зрителей приходит в кинотеатр в фестивальные дни, а сколько — вне фестиваля, то можно с уверенностью сказать, что фестиваль служит своей цели. Люди активно ходят в кинотеатры, даже несмотря на плохую погоду и лень, а батумцы довольно ленивы (смеется).
— Наверное, как и все приморские жители.
— Конечно.
— Обычно первые годы фестиваля не бывают очень успешными: период становления и тому подобное. Что вы можете назвать поворотным моментом за прошедший десяток лет?
— Грузинский киноцентр в год снимал по 5-6 полнометражных фильмов. Но их не выпускали в прокат, так как они не могли собирать средства и единственной возможностью увидеть эти фильмы, да еще и сравнить их с европейскими картинами, стал фестиваль. Постепенно, последовательными шагами, мы добились цели. Есть пословица "капля камень точит".
— Предположим, грозит конец света и у Вас последний фестиваль, а все звезды кино согласны посетить его. Кого бы Вы пригласили?
— Жан-Люка Годара — последнего из могикан и живого классика.