ЕРЕВАН, 6 окт — Sputnik. Эвакуация представителей армянской общины из Сирии будет означать потерю культурно-исторических и других ценностей на территории этой арабской страны, заявил Геворкян журналистам.
"У нас в Сирии огромное количество культурно-исторических памятников и больно осознавать, что всего этого не сохранить. Если наши соотечественники покинут Сирию, можно считать, что культурно-историческое наследие армян Сирии будет утеряно", — сказал Геворгян.
По его словам, вопрос о том, оставаться в Сирии или нет, должны решать сами представители армянской общины, тем более, что они являются гражданами этой страны.
Геворгян отметил, что некоторые наши соотечественники добровольно остаются в Сирии, в частности в Алеппо, несмотря на угрозу их жизни и гибель других армян. Ярким тому подтверждением является тот факт, что 30 армян воюют за Сирию в составе правительственных войск. Они делают это по собственной воле, никто их не принуждал.
При этом Геворкян отметил, что проблема, с которой столкнулась армянская община, не нова. Экспертное сообщество не раз обращалось к этой теме, однако никакого плана действий на такие случаи по сей день нет.
"Если в конкретном регионе исламского мира появляется искра, пламя, как правило, распространяется на другие страны. Сейчас уже поздно что-то делать. То есть, если мы хотим эвакуировать армян оттуда, то должны понимать, что нам в Сирии больше нечего делать", — сказал Геворгян.
Он предлагает выработать программу действий на случай подобного развития событий в других странах арабского мира, к примеру, в Ливане, где ситуация периодически дестабилизируется.
По словам Геворкяна, всего за время конфликта в Сирии погибло 120 мирных жителей и 30 солдат из числа армян. Армянская община в Сирии была самой организованной и сильной на Ближнем Востоке. Вследствие происходящих событий в критическом положении оказались армяне всего ближневосточного региона, меняющегося конфессионально.
Эксперт отметил, что спокойствие в Иране и Ливане не должно вводить нас в заблуждение, ведь и в Сирии до начала конфликта действовала очень сильная система безопасности.