В эксклюзивном интервью Sputnik Армения он отметил, что ни в одной стране мира нет такой влиятельной армянской общины, которая на сегодня сформировалась в России.
— В чем выражается участие российских армян в решении современных проблем исторической Родины.
— В использовании своего уникального потенциала. Армяне стали частью советской элиты, а в постсоветское время проявили себя, как одарённые деловые люди. У нас есть возможность доводить мнение до высших эшелонов власти. В России много экспертов-армян, которые в глобальных вопросах, связанных с Арменией и Карабахом, не имеют противоречивых оценок.
— И каковы результаты?
— В последние годы Россия продавала Азербайджану оружие и получала ощутимый доход.
— Насколько тогда реальны изменения российской политики в регионе?
— В слоях российской государственной власти преобладает мнение, что ключ от Южного Кавказа находится в Баку. Те, кто так думает, просто не глубоко знает этот регион и не понимает, какие политические течения здесь пересекаются. Я однозначно считаю, что ключ от Южного Кавказа в Ереване. Присутствие России в регионе во многом зависит от того, в каком правом виде будет оформлен статус Нагорного Карабаха. Если этот вопрос решится ошибочно, то это приведет к фатальным последствиям для российской политики. Я говорю и об отношениях с Турцией и Ираном. Но, думаю, что у нас достаточно умственного потенциала, чтобы беспристрастно и рационально донести нашу позицию до высокого уровня политических решений.
— Армянское происхождение имеют не только видные деятели общины, но и высокопоставленные российские деятели. К примеру, Сергей Лавров может быть причастен к такому решению?
— Мы с ним однокурсники. В 1967 вместе поступили и учились в параллельных группах. Да, действительно, у Сергея Викторовича по отцовской линии армянские корни. Но родители расстались рано, и он сделал успешную карьеру с материнской фамилией. Я, честно говоря, до 1992 года и не знал, что он имеет армянское происхождение. Впервые об этом он сообщил, когда мы вместе с Сашей Любимовым вели передачу "Красный квадрат". Сергей Викторович пришел к нам в гости и между делом упомянул, что тоже армянин по отцовской линии. Как должностное лицо он не отягощен этим обстоятельством. Говорит, что ощущает себя армянином и все об этом уже знают. В азербайджанской блогосфере пишут, что он ведет армянскую политическую линию. Но это не имеет ничего общего с реальностью. Глава МИД проводит российский внешнеполитический курс.
— Говоря о роли личностей в истории, какие яркие события можно записать в актив армянской общины России?
— На военном параде по случаю 25-летия независимости были продемонстрированы современные системы вооружений: "Буки" и "Искандеры". Они внесли качественные перемены в армяно-азербайджанские отношения. С одной стороны это новый подход российского руководства, а с другой — результат большой совместной работы Президента Армении, МИД-а и представителей армянской общины. Это тот самый случай, когда дела говорят сами за себя. Личное участие наших видных деятелей сыграло большую роль также, когда решался вопрос о предоставлении кредита для реконсервации армянской АЭС, в середине 90-ых.. Работа шла на фоне недружественных заявлений в Думе в адрес бывших советских республик. Мы убедили власть выделить этот кредит. Были организованы встречи с лидерами фракций, чтоб те проголосовали "за". В стратегическом плане России было выгодно, чтобы Армения преодолела энергетический кризис. Но были и опасения, что республика может оказаться не лояльной, как это показали события в Грузии. В итоге, возобладало здравомыслие. В этом и есть заслуга российских армян.