Смена правительства, кадровые назначения… Чего ждет общественность от нового правительства? Свое мнение по этому поводу Sputnik Армения высказал депутат Национального Собрания, политолог Теван Погосян. Беседовала Гоар Саргсян.
— Господин Погосян, у нас изменился состав правительства, назначены новые министры, у граждан появилась надежда на осуществление системных преобразований. Как, по-вашему, смена лиц предполагает системные изменения?
— Конечно же, нет. Во многих странах один и тот же человек может работать в разных сферах, оставаясь при этом членом конкретной партии, модель управления же от этого не меняется. Понятно, что в основе системных преобразований — смена лиц, ведь у каждого человека — свое видение того, как должен работать тот или иной институт власти. Пока мы не увидим последующих шагов кабинета министров, все разговоры о системных преобразованиях преждевременны.
— Может, наше политическое поле застоялось и системные преобразования невозможны?
— В мире нет ничего невозможного. Нужна лишь политическая воля и стремление к переменам и конкретным шагам. С одной стороны, у нас поменяли состав кабинета министров и декларировали системные преобразования, с другой, нам говорят, что это временное правительство. Тут возникают проблемы с функциями. А потому не берусь гадать на кофейной гуще.
— Ну, этап гадания на кофейной гуще мы уже прошли: правительство представило свою программу.
— Программа правительства — это набор предложений. Вот когда я увижу программу конкретных действий, которая претворяется в жизнь, когда в бюджет будут внесены некоторые изменения, тогда во мне и проснется вера.
— Напомню слова Карена Карапетяна о том, что у него нет волшебной палочки, а процесс перемен долог.
— Если нам говорят, что нынешнее правительство будет работать до апреля, то о каком долгосрочном процессе перемен может идти речь? Что мы должны думать, если кабинет министров не представляет программу, которая будет иметь продолжение? Сегодня мы зациклились на каких-то идеях.
— А заявление премьера о "банальном воровстве", новые кадровые назначения, его замечание министру с призывом говорить покороче… Разве это не попытка заручиться доверием общества?
— Таков стиль работы Карена Карапетяна. Так же он работал и в бытность мэром Еревана. То, что сегодня происходит, я назвал бы процессом управления настроениями общества, а не системными изменениями. Сегодня общество требует справедливости. За столько времени вы слышали, чтобы у нас кого-то арестовали за "банальное воровство" или же начали расследование по тому или иному делу? Понятно, что волшебной палочки ни у кого нет, но если мы хотим системных преобразований, то нам следует отказаться от "ангелов-хранителей" старой системы. Людей, сидящих не на верхушке пирамиды, а в креслах замминистров, начальников управлений, чиновников низшего эшелона, работающих по системе "отката". Они ведь за один день не изменятся. Иногда для изменения системы необходимо хирургическое вмешательство.
У Саакашвили тоже не было волшебной палочки, но он нашел другой путь — пошел на кардинальные кадровые изменения, назначил людей, которые и осуществили перемены в стране.
— Но ведь у него была прочная опора, разве нет?
— Человек, который знает, что нужно делать и у которого есть желание что-то изменить, непременно найдет опору. Если люди убедятся, что Карапетян действительно хочет перемен, они пойдут за ним.
— Не считаете ли вы, что начинать нужно с себя? Так, премьер дает поручения искоренить протекционизм и конфликт интересов в той или иной области, а у самого — зять заместитель министра.
— Карапетян не назначал своего зятя на должность замминистра. Думаю, что и тот испытывает дискомфорт, ведь он, насколько мне известно, всегда сам старался проложить себе путь. Я — сын бывшего премьера и не понаслышке знаю, как тяжело доказывать, что ты добился чего-то сам, а не благодаря родственным связям.
— Так чего же все-таки ждет общество от нового правительства?
— Надежда умирает последней. Никогда не пожелаю неудачи ни одному правительству. Ведь фиаско правительства будет означать фиаско Армении.