Три года тому назад дела в Детройте пошли настолько скверно, что город был признан банкротом с долгосрочным (на 28 лет) водворением на нары достопочтенного Квейма Килпатрика, мэра Детройта, с друзьями-подельниками заодно.
Примерно в это же время экономика Армении стала походить на дистрофика, которого обещают накормить, но по-прежнему продолжают морить голодом.
На первый взгляд (да и на второй тоже), найти что-нибудь другое, связывающее автомобильную столицу Америки с главным городом Армении не просто, но тут на полит-экономической сцене появились новые действующие лица. В Армении — премьер-министр Карен Карапетян, в Детройте миллиардер-реформатор Дэн Гилберт. Поскольку похоже на то, что дела в Детройте поправятся пораньше, чем в Ереване, несколько слов о том, что в Детройте к чему.
Для сведения: в 2009 году уровень безработицы в городе моторов (28 процентов) почти втрое превышал среднеамериканский, население разбегалось кто куда и продолжало растекаться по Америке вплоть до прошлого года.
А что в 2015-м? В прошлом году местный миллиардер Дэн Гилберт (тут важно знать: не заезжий, не откомандированный кем-то и откуда-то, а свой, домашний) вложил в оживление городской экономики около двух миллиардов собственных денег.
"Думаю, давно пора признать, что это не какой-то мимолетный феномен", — скромно заметил Гилберт, добавив, что в городе теперь совсем другая атмосфера.
Что помимо денег (их, как мы видим, легко разворовывают не только в Армении) помогло перезапустить дертойтский мотор? Гилберт, человек не только с миллиардами в кармане, но и умной головой на плечах, определил направление главного удара так.
"Я думаю,- сказал он,- лучше всего город можно описать как точку пересечения мышц и интеллекта. Мы по-прежнему многое производим, многое меняем — это мышцы. А что касается интеллекта, то тут этого хватает. Это место, куда стремятся предприниматели, люди, которые придумывают инновационные идеи, технологии. Таким образом, у нас есть и то, и другое".
И то, и другое есть и в Армении. Команда, которую собирает Карен Карапетян, привлекая нужное и выбраковывая бесполезное — как мозговой центр. Мышцы города — застоявшиеся от безделья безработные. Точка пересечения — соединение одного с другим. Остаются деньги. Это серьезный вопрос. В самоотверженном альтруизме ереванские олигархи пока замечены не были, а как повернется дальше, сказать трудно, но с надеждой не расстаются.
Пока же, не ожидая спонсорской помощи, выбрали самое правильное:в 2017 году расходы органов государственного управления будут ужаты более чем на один миллиард драмов;только за счет сокращения рабочих мест в Совете национальной безопасности администрация главы государства сэкономит примерно 550 миллионов, еще 390 миллионов вернет в бюджет Национальное собрание, зато на 40 миллионов будет увеличена сумма, выделяемая на государственные премии. А это значит — интеллекту возвращают приоритет. Еще одно: то, чего правительство дать не может, оно не обещает: прибавку к пенсиям, например. Так честнее.
И наконец, последнее по счету, но ничуть не значению: взгляд многих министров нового кабинета на людей и окружающую их действительность обретает почти забытую осмысленность, а это, согласитесь, всегда лучше, чем многозначительная спесь и неодолимая чванливость.
P.S. К вопросу о сопоставимости Еревана с Детройтом. Непосредственно в Детройте сегодня проживает 680 тысяч человек. Но есть еще т.н. "Детройтский метрополитенский ареал" — жителей в нем больше четырех миллионов.Это уже поболее, чем все население Армении в ее лучшие времена.