Понятно, что мир замер в ожидании, пытаясь предугадать, чего следует ждать от новоизбранного, 45-го президента США. Причем получилось так, что мнения экспертов, аналитиков и политологов кардинально разнятся в зависимости от того, к какому лагерю, либерал-демократов или сторонников традиционных ценностей, причисляют себя те или иные специалисты.
Будет ли Америка продолжать так же напористо действовать в Восточной Европе или на Ближнем Востоке? Или же хотя бы немного, но изменит вектор своей внешней политики, исходя из предвыборных заявлений нового хозяина Белого дома? Будет ли страна продолжать накачивать финансами, оружием и идеологией "проблемные" регионы или все-таки повернется лицом к своим внутренним финансово-экономическим проблемам? Изменится ли отношение официального Вашингтона к вопросам беженцев, религиозных меньшинств? А как насчет отношения к другим мировым и региональным супердержавам, государствам?
Вопросов более чем достаточно, однако точных ответов пока нет. Хотя обо всем этом Трамп в период предвыборной кампании высказывался достаточно четко. Где-то жестко, где-то эксцентрично, где-то достаточно предсказуемо… Но везде изначально чувствовался тот самый прагматичный и логический бизнес — подход представителя Большого Капитала.
И в этом плане нам могло бы ничего и не светить в вопросе признания Америкой Геноцида армян в Османской империи. Ведь обыкновенная логика подсказывает, что бизнесмен такого масштаба, как Трамп, хотя бы с точки зрения выгодности той или иной сделки (а политика, как известно, тоже бизнес) не должен желать резкого охлаждения в отношениях с одним из наиболее близких своих бизнес-партнеров. Речь о Турции. О стране, у которой самая мощная после самих США армия. К тому же, вооружена она в основном американским оружием. Оружием на сотни миллионов… Как говорится, ничего личного — только бизнес.
Более того, после резкого похолодания в отношениях Америки с Турцией при Обаме, думается, новая администрация официального Вашингтона постарается сделать все возможное, чтобы восстановить былую дружбу. Это — исходя из определенной бизнес- логики, которую, в принципе, господин Трамп великолепно продемонстрировал во время предвыборной гонки.
С другой стороны, если даже не делать скидки на эксцентричность нового хозяина Белого дома, нельзя исключать вероятность того, что Геноцид армян все-таки будет официально назван геноцидом именно при Трампе. И для этого есть серьезные предпосылки. Назову одну из них. Избранный в паре с Трампом вице-президент Майк Пенс. Человек, который за период своей многолетней работы в конгрессе не раз и не два обращался к теме Геноцида армян. Причем в своих выступлениях неоднократно называл его именно геноцидом, приводя конкретные цифры уничтоженного в Турции населения.
В 2010 году, например, Пенс выступил во время прений относительно резолюции по этому вопросу и сказал, что "в отношении армянского народа в начале прошлого века был совершен Геноцид… не следует забывать об этом геноциде…" Правда, в том же выступлении Пенс говорит и о том, что не может себе позволить поддержать эту резолюцию, поскольку "…сейчас не время Комитету и Конгрессу США заниматься этим вопросом… Турция — стратегический партнер… Они разделяют наши интересы в антитеррористической борьбе…"
Чтобы было понятнее, скажем, что на дворе был 2010 год. Тогдашняя вашингтонская администрация вовсю "шуровала" в Ираке и Афганистане. Планировала очередную "арабскую весну" в Сирии. И госсекретарем в Белом доме тогда сидела госпожа Хиллари Клинтон.
И те же демократы, которые в предвыборный период однозначно обещали армянскому лобби, что резолюция будет принята, вдруг пришли к выводу, что им необходимо укрепиться на Большом Ближнем Востоке и оттеснить оттуда Россию. А для этого необходима Турция со своим Инджирликом, возможным военным участием, борьбой с международным терроризмом и вообще способностью оказать политическую поддержку американцам в регионе. Поэтому о Геноциде армян в Османской империи — ни-ни… Ну и тот же Пенс, исходя из спущенных Белым домом директив, признается, что в начале века Геноцид на самом деле был. Но сейчас — не время.
А теперь попробуем применить элементарнейшую логику. И начнем "от обратного". Говорил новоизбранный президент, что Америка при нем резко ограничит свое вмешательство во внутренние дела других стран? Говорил. Правда, в запале, так сказать, во время предвыборной гонки… Но говорил же. Более того, уже после избрания сказал, что Америка должна бороться не с режимом Башара Асада, а именно с ИГИЛ. А ведь слова претендента и слова президента — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
И если США сейчас меняют свои прерогативы на том же Большом Ближнем Востоке на более честные и человеческие ценности, не значит ли это, что Америке пора бы вернуться к вопросу признания Геноцида? Ну хотя бы чтоб показать, что и в большой американской политике действительно случается так, что котлеты подаются отдельно от мух.
Понятно, что Турция — это экономический, финансовый, региональный, мало ли какой еще партнер. Однако бизнес-логика придерживается своих (кстати, гораздо более справедливых и честных, чем логика политическая) правил, а истинные общечеловеческие ценности — своих.
Ведь Трамп именно из этой логики и исходил, когда в одном из своих выступлений использовал слово геноцид, говоря о том, что устроили христианам по всему миру прежние руководители США. Сказал наперекор тем демократам, которые до него сидели в Белом доме и для которых либеральные ценности были превыше истинных, общечеловеческих.
Если следовать этой логике, то и позиция действующего с 20 января вице-президента Майка Пенса при обсуждении в США резолюции по Геноциду армян 1915 года должна быть другая. Именно такая, что (цитирую еще раз) "… в отношении армянского народа в начале прошлого века был совершен Геноцид… не следует забывать об этом геноциде…" Без каких-либо экивоков, мол, Турция союзник, партнер и так далее. Словом, мухи отдельно,котлеты отдельно.
Возможен ли именно такой расклад по вопросу, волнующему нас, армян, покажет время. Все зависит от того, насколько точно будет придерживаться озвученных им же лозунгов Дональд Трамп..
Следует понимать, что в период правления в США сторонника либерально- демократических ценностей Барака Обамы мир был расколот. И сегодня под большим вопросом — все политические, экономические, социальные и идеологические аспекты самой мощной и сильной мировой державы. Организованные истинно в стиле "майданов" и "арабских весен" волнения, выплеснувшиеся на улицы крупнейших американских городов — тому подтверждение. Так что — ждем…