Лаура Саркисян, Sputnik.
Армяне издревле проживали на территории Грузии, занимая в тот или иной период времени высокие посты, принимая активное участие в жизни всех слоев населения. Эта тенденция сохранилась и сегодня, несмотря на то, что количество армян, проживающих в Грузии, сократилось в разы.
"По данным на 1914 год, в Грузии действовали 145 церквей, в которых служили 355 духовных лиц. На территории Грузии действовали многочисленные армянские школы, больницы и дома культуры", — сказал предстоятель Грузинской епархии Армянской Апостольской церкви епископ Вазген Мирзаханян на пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения.
Иную картину мы видим сегодня: две церкви действуют в Тбилиси, одна в Батуми и около 56-ти в районах Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли. При церквях в Батуми, Тбилиси и Джавахка активную деятельность ведут культурные центры.
Церковь как символ Армении
Особую роль в жизни общины армян Грузии играет церковь, которая является своеобразной маленькой Арменией для наших соотечественников, живущих вдали от исторической родины.
"Миссия церкви и нас, как духовных лиц заключается в сохранении национальной идентичности наших соотечественников, проживающих за рубежом. Мы вдали от Армении также становимся общественными деятелями", — отметил Мирзаханян.
Он признался, что, несмотря на многочисленные сложности, церковь за последние годы смогла вернуть армян к их традициям. Формулой успеха епископ считает — содействие путем сохранения и восстановления традиций.
Епископ отмечает, что работать с армянами Грузии легче, так как они всегда были тесно связаны как с Первопрестольным Святым Эчмиадзином, так и с Арменией.
Церковь является для армян, проживающих за пределами страны, духовным центром, который притягивает молодежь. Ведь здесь можно быть самим собой, встречаться с представителями своей нации, общаться.
"Большой интерес у молодежи вызывают действующие при церквах культурные центры, где преподают национальные танцы, песни, язык", — отметил Мирзаханян.
Периодически представители армянской общины Грузии проводят паломничества в Армению и Карабах.
Язык мой — друг мой
Единственной глобальной проблемой общины является низкий уровень жизни в самой стране и языковой барьер. Если тбилисские армяне более интегрированы в грузинскую среду, то у армян, проживающих в Джавахети, до сих пор есть языковые сложности.
"Положительно то, что грузинское правительство увеличило часы преподавания грузинского языка в армянских школах", — сказал Мирзаханян.
По его словам, хорошее знание грузинского языка не помешает армянам сохранить национальную идентичности.
"Литургии и богослужения мы проводим только на армянском языке. Исключением являются бракосочетания армян с иностранцами, да и то пояснения на иностранном языке происходят уже после литургии", — сказал Мирзаханян.
Армяне проживали в Грузии еще со II века до н.э. — периода правления Арташесянов. После принятия христианства армяне и грузины молились в одной церкви.
В V веке дочь Вардана Мамиконяна — Шушаник, издала специальный указ, согласно которому во всех церквах Грузии, литургии должны были проводиться на двух языках — армянском и грузинском. Поэтому до VII века, когда произошел раскол между двумя церквами, армяне не имели отдельной церкви на территории Грузии.
Грузинская епархия Армянской Апостольской церкви была сформирована во времена правления царя Грузии Давида Строителя (Агмашенебели) в XII веке. Именно в то период в Грузии и были построены сотни армянских церквей.