В жизни всегда есть место подвигу, но не всегда — решительности.
Нижеследующее о том, как люди, чья профессиональная обязанность в том, чтобы принимать правильные решения, озираются по сторонам и боязливо топчутся на месте, перекладывая свою работу на чужие плечи. В данном случае — журналистские.
Перелистывая время от времени написанное много лет тому назад, автор натыкался на такие истории не раз и не два. То, что случилось с водителем автобуса Гамлетом Костаняном на одной из горных дорог Армении — в подтверждение сказанного.
Вначале о подвиге. "ЛАЗ" Гамлета Костаняна отошел от Эчмиадзинской автостанции и, имея в салоне тридцать шесть пассажиров, взял курс на Богдановку. Примерно в то же время из Богдановки в Гюмри (тогда Ленинакан) отправился другой пассажирский автобус и тоже "ЛАЗ". Маршрут был выстроен таким образом, что где-то в окрестностях села Лернанцк, на самом опасном участке горной трассы, дороги сходились и обе машины какое-то время следовали в одном направлении.
И тут в идущем за спиной "ЛАЗе" Костанян заметил какую-то странность: тот, голубой автобус, катился чересчур резво, не тормозя на неровностях дороги и нисколько не смущаясь тем, что впереди его ждет крутой поворот, а перед ним дорога резко идет под спуск. Между тем, автобус снижать скорость и не думал, напротив, все прибавлял да прибавлял. Вот тут Костанян сообразил — машина идет без тормозов…
Вначале он решил было взять вправо, прижаться к подошве горы и пропустить обезумевшую машину, но тогда она неминуемо слетит с дороги и окажется в пропасти. Была и другая возможность — максимально прибавить обороты и уйти от преследования, но вписаться на такой скорости в поворот было почти немыслимо. Мелькнула мысль и о том, что во всех этих случаях, если и удастся спастись, то только его пассажирам, а те, которые в голубом "ЛАЗе", те непременно погибнут.
Решение пришло неожиданно. Костанян резко сбавил скорость, дав возможность подальше от поворота сократить дистанцию между машинами. Затем сорвал занавеску за спиной, крикнул ничего не подозревавшим пассажирам: "Всем вперед, к кабине!".
Первый удар потряс автобус, но машина устояла —за долю секунды до столкновения Костанян резко прибавил скорость и двигатель, взревев от натуги, бросил автобус вперед. Затем он снова нажал на тормоза, приняв на себя второй удар — терпящему бедствие "ЛАЗу" удалось несколько погасить скорость. А до поворота оставалось совсем ничего. Костанян подставил свою машину в третий раз, но теперь уже не стал отрываться от наседавшей на себя махины, изо всех сил давил на педаль и не смог снять с нее ногу даже после того, как автобусы замерли у самой кромки обрыва. В салоне "ЛАЗа" стояла пронзительная тишина и только через минуту громко заплакал ребенок…
Что было потом?
Директор Эчмиадзинского автотранспортного предприятия Жирайр Мхитарян: "Костанян работает у нас больше двадцати лет, ни одной жалобы, ни единого нарекания. Молодец!".
Министр автомобильного транспорта Хажак Дрампян: "Гамлет Костанян совершил самый настоящий подвиг, спас от гибели не только тридцать шесть своих пассажиров, еще столько же ехало в другом. Имя водителя занесено в "Книгу почета"".
"Книга почета" и "Молодец!" — конечно, хорошо, но автору, написавшему обо все всем этом в "Известиях" много лет тому назад показалось, что этого мало и он пошел к Председателю Президиума Верховного Совета Армянской ССР Бабкену Саркисову.
— Хорошо бы представить к государственной награде, не каждый день такое случается…
— Не каждый,- согласилось второе лицо Армении. Но…
Дальше последовали разъяснения, из которых выходило, что беспокоить Москву в данном случае то ли не совсем этично, то ли совсем не ко времени, то ли еще что-то такое расплывчато-неопределенное. Короче. Где-то через месяц в Президиум во главе с Саркисовым позвонили из секретариата Андрея Громыко — тогдашнего главы Президиума Верховного Совета СССР.
Спросили:
— Про водителя автобуса из Эчмиадзина в "Известиях" читали?
— Читали,- ответил Ереван.
— Тогда почему документы о представлении к награде не посылаете?, — удивилась Москва.
Указом из Кремля Гамлет Костанян был награжден орденом "Знак Почета". Тоже, конечно, не Рио де Жанейро, но, все равно, лучше, чем просто "Молодец!".