Лаура Саркисян, Sputnik.
В музее гражданской авиации, расположенном в международном аэропорту "Звартноц" три зала посвящены многолетней истории армянской авиации: от периода становления и до наших дней.
Здесь бок о бок расположены портреты выдающихся историков гражданской авиации, пилотов, мастеров парашютного спорта и тех, кто погиб в мирное и военное время.
Армянские летчики всегда славились не только своим мастерством, но и умением выходить из разных чрезвычайных ситуаций. Одним из таких испытаний для отечественных пилотов был период карабахской войны.
"Вот фотография нашего выдающегося летчика Михаила Андреасяна, который спас много жизней во время карабахской войны", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения бывший летчик, основатель музея гражданской авиации Размик Гаспарян, показывая на портрет на стене.
Самолет Андреасяна, летевший из Степанакерта в Ереван с раненными и гражданскими лицами на борту, был подбит азербайджанским самолетом-истребителем. Однако это не помешало Андреасяну совершить аварийную посадку, приземлиться рядом с аэропортом Сисиана и спасти людей.
Рядом с портретом Андреасяна расположены медали, значки — награды авиасферы. Напротив посетителям улыбаются отдавшие жизнь за родину штурмовики, а также летчики, погибшие в период Великой отечественной войны.
Музей также хранит память об экипаже Высшей школы летной подготовки Ульяновка, погибшем во время оказания помощи пострадавшим в Спитакском землетрясении.
"Они летели к нам на помощь в период разрушительного землетрясения 7 декабря 1988 года. Разбились на подъезде к Ленинакану. Рядом фотография другого экипажа из СССР, на борту которого был груз с продовольствием, они разбились близ Еревана", — сказал Гаспарян, немного нахмурив брови.
Основатель музея рассказал, что в момент Спитакского землетрясения находился в Москве и готовился вылететь в Ереван. Однако рейс по понятным причинам задержали, доложив капитану армянского судна об ужасной трагедии.
"Мое сердце не выдержало от той панорамы, которую я увидел, пролетая над Арменией. Мы кружили долго над аэропортом "Звартноц" в надежде сесть", — вспоминает Гаспарян.
Он многое хотел сказать, но на глазах навернулись слезы, и мы отошли от стенда.
Изучение музея продолжилось. Мы остановились перед портретом внука Ивана Айвазовского — первого летчика-испытателя СССР Константина Арцеулова.
"Это особое мастерство — быть испытателем", — сказал Гаспарян, указывая на Арцеулова и добавил, что сам так и не смог стать таким.
Рядом с портретами выдающихся летчиков армянского происхождения в музее хранится фотография миллиардера Кирка Керкоряна, который 20 лет проработал летчиком в гражданской авиации США.
"Керкорян побил рекорд своих коллег, выполнив в 30-х годах XX столетия 39 полетов из Америки в Европу", — рассказал Григорян.
Еще много тайн хранит основанный в1998 году Размиком Григоряном музей авиации, которой более 80 лет. Официальной датой основания армянской авиации считается 1933 год, когда правительством Советской Армении было принято соответствующее решение.
Позже уже в 1962-м была основана учебно-тренировочная эскадрилья, а в 1993 году —авиационный учебный центр.