Ани Липаритян, Sputnik.
Ленинаканцы (гюмрийцы) — люди благородные. Такого мнения придерживается о жителях Ширакской области альпинист-спасатель Агван Чатинян. Скоро он будет отмечать 90-летний юбилей.
"Впервые я познакомился с ленинаканцами в студенческие годы, когда учился в Государственном институте физической культуры. В годы учебы нас отправили на практику в педагогический университет Ленинакана",- поделился своими воспоминаниями Чатинян в интервью Sputnik Армения.
В Ленинакане он пробыл два месяца, узнал, что такое ленинаканское гостеприимство и юмор. По словам спасателя, ленинаканцы всегда готовы прийти на помощь.
"После землетрясения люди изменились… Многие замкнулись, ушли в себя, плакали, всюду были гробы, а главная площадь города была забита ими. Ленинаканцы — благородные люди, готовые на все. Когда я вспоминаю, как на площади останавливались грузовики и раздавали людям еду, на мои глаза наворачиваются слезы…", — рассказал Чатинян.
Землетрясение изменило жителей столицы юмора, констатирует он.
"Люди подолгу стояли в очередях за хлебом. Кругом была разруха, холод, люди спали в палатках, а иногда и еду приходилось ждать часами", — сказал собеседник Sputnik Армения.
Отсутствие и нехватка профессиональных спасателей
Как рассказал Чатинян, до землетрясения 1988 года в Армении не было спасательной службы. И во время чрезвычайных ситуаций на помощь как правило приходили альпинисты-спасатели.
"Армения — горная страна, и во время стихийных бедствий у нас всегда обращались к альпинистам, которые оказывали необходимую помощь, занимались поиском людей в разных регионах страны. После землетрясения, по понятным причинам, помощь поступала в основном из других стран. Конечно же, армянские альпинисты-спасатели тоже принимали участие в спасательных работах", — сказал Чатинян.
В Армении были горные спасатели, но немного. В 1988 году в спасательных работах участвовали как альпинисты, так и туристы, примерно 25 человек.
"После этого первой специализированной службой стала "Спасательная служба Спитак", которую сформировали через месяц после землетрясения. Эта бригада создавалась при содействии немецкого "Красного креста", выделившего на эти цели 1,5 миллиона немецких марок. Это была первая спасательная служба, в которую вошли альпинисты, прошедшие специальную подготовку, а также дипломированные специалисты, выпускники института физкультуры", — сказал Чатинян.
Аналогичная бригада, по его словам, была создана и в Лорийской области. Она называлась "Лори". Из-за отсутствия финансов просуществовали эти службы недолго. Позднее было создано Управление по чрезвычайным ситуациям (МЧС Армении было создано только в 2008 году — ред.).
Как это было
Как рассказал Чатинян, 8 декабря в Спитак направились 120 студентов и преподавателей. Там они провели три дня.
"Позже я вместе с ними опять же на трое суток отправился в Гюмри, чтобы помочь в осуществлении спасательных работ. Желание помочь у преподавателей и студентов было огромное, но не было специальной подготовки, умения извлекать людей из-под завалов. Между тем нас везде подстерегала опасность. Один из студентов, боксер, получил перелом руки во время спасательных работ", — сказал он.
Стихийное бедствие и его последствия стали всем нам уроком.
"Примером нам служили зарубежные спасатели. Глядя на них, мы понимали, что и у нас можно подготовить профессиональных спасателей. В зону бедствия прибыли около 750 спасателей из 17 стран. Они были подготовлены от и до: и технически, и физически. Кроме того, у них были специально обученные собаки", — сказал альпинист-спасатель.
Чатинян считает, что Спитакское землетрясение 1988 года стало уроком для тех, кто живет в сейсмически активной стране. Спасатели и жители страны должны знать, как действовать во время природных катаклизмов. Высокая степень подготовки — вот что главное, ведь тряхнуть может в любую минуту, советует умудренный опытом специалист.