Адбашьян рассказал историю строительства второго по важности аэропорта Армении, коснувшись параллельно и причин столь масштабных разрушений в Ленинакане во время землетрясения 1988 года.
Гоар Саргсян, Sputnik.
Сразу после землетрясения, вечером того же дня, Дмитрий Адбашьян направился в Ленинакан. Пролетая над городом, он ужаснулся. Если раньше взору представала красивейшая панорама светлой долины, то сейчас — лишь мрачное черное пятно, с редкими — то тут, то там — огоньками костров. В голове сразу промелькнуло — аэропорт выдержал? Он связался с диспетчером.
"Мне сказали, что Ленинакана больше нет, но аэропорт стоит. И действует. Аэропорт располагал запасными генераторaми: я всегда опасался войны и обзавелся ими заблаговременно. Всегда надо думать на будущее и уметь быть независимым", — рассказал Адбашьян.
Сегодня он понимает, почему Ленинакан был почти полностью стерт с лица земли.
"Во время строительства домов цемент либо разворовывали, либо совершали подмену марки. Использовали лишь половину нормы строительных материалов".
Строительство аэропорта проходило под неусыпным и строгим контролем лично Адбашьяна, пристально следившего за тем, чтобы все было идеально, и работы велись с соблюдением международных стандартов.
"Для строительства крыши нужно было 17 балок. Каждый раз я брал маленький образец бетона и отвозил на экспертизу в армянский институт стройматериалов. Там говорили, что половины цемента нет, и мы возвращались. Только с третьей попытки нам подтвердили 100-процентное соответствие с заложенными в план проекта стандартами", — сказал он.
Истории аэропорта Адбашьян уделил особое внимание, рассказав все в мельчайших деталях.
В 60-е годы в Армении действовал только один аэропорт — "Звартноц". Адбашьян, будучи летчиком, долгие годы имел возможность изучать опыт соседей по региону — Грузии и Азербайджана, где на то момент действовали от семи до десяти аэропортов. Его всегда удивляла недальновидность армянского высшего руководства, которое ограничивалось одним аэропортом, в то время как страна окружена, мягко говоря, недружественными государствами. Ведь аэропорт — объект стратегической важности. Он решил во что бы то ни стало донести до руководства идею о строительстве еще одного аэродрома.
"Как такового, аэропорта в то время в Ленинакане не было. Было лишь широкое поле, которое служило посадочной полосой для военных летчиков", — рассказывает Адбашьян.
К заместителю первого лица страны Адбашьян пошел с начальником отдела капстроительства Журавлевым. Журавлев, обращаясь к руководству, намекнул, дескать, было бы совсем не плохо получить письменное разрешение на строительство нового аэропорта. Чиновник отмахнулся: "не до ваших аэропортов нам, как хотите, так и стройте".
Ничуть не смутившись, Адбашьян и Журавлев продолжили поиск средств — и нашли! Главное, определились с местом — полдела сделано.
"Я лично обследовал территорию, раз 10 летал, изучал, осматривал, чтобы самолеты не мешали городской жизни с одной стороны, с другой — чтобы не нарушали линию государственной границы. Когда прилетели специалисты, то сразу утвердили выбранное мной место".
Так начались строительные работы, с каждым годом набирая обороты. Вскоре и большие самолеты могли совершать посадку на полосе в Ленинакане. Полеты осуществлялись по 15 направлениям. Но тут остро встал вопрос дефицита кадров.
Адбашьян лично обошел все школы в городе, встречался со старшеклассниками и уговаривал их поступать в летные училища. Обещал, что позаботится о том, чтобы никаких препятствий на их пути не было. Единственной просьбой было работать по окончании института в Армении, в Ленинакане особенно.
Пока молодое поколение получало образование, аэропорт достраивался. Затем молодым помогли приобрести и практические навыки.
Вот такая вот предыстория у аэропорта "Ширак". В прошлом жизнь била в нем ключом, ежедневно совершалось множество полетов по разным направлениям. Сегодня второй по важности аэропорт страны практически пуст.