Профессия летчика — одна из самых сложных и ответственных. Поднимаясь на борт самолета, мы на несколько часов вручаем этим отважным людям свою жизнь. Для директора музея гражданской авиации Размика Гаспаряна, пилот авиасудна — не просто профессия, а любовь всей жизни.
Лаура Саркисян, Sputnik.
На встречу в аэропорту мы опоздали на полчаса. Влетели в попыхах, бросились сразу извиняться.
— Добрый день господин..,
Фразу завершить мы не успели: прервал удивительно дружелюбный голос человека в форме и в галстуке.
— Никакой я не господин. Я — "дядь" Размик, — сразу пресек поток оправданий основатель музея авиации Размик Гаспарян.
Наше знакомство с первым мастером парашютного спорта СССР и основателем музея гражданской авиации Армении началось вот с такого теплого рукопожатия.
Дорога к званию мастера спорта
Музей гражданской авиации знает множество интересных историй. Здесь же бережно хранятся свидетельства профессионального становления и его основателя — летчика Размика Гаспаряна.
Впервые сесть за штурвал самолета Гаспаряну удалось лишь в 29 лет. Начал он сравнительно поздно, что в этой профессии случается довольно редко.
"С детства мечтал о карьере либо футболиста, либо летчика — не мог определиться. Но к 15 годам точно понял, что хочу стать летчиком. Тогда я попал в авиаклуб", — сказал, улыбнувшись, дядя Размик.
В авиаклуб Размика привели дворовые друзья-товарищи. Они были постарше, и им уже можно было совершать прыжки с парашютом. Как-то во время очередной тренировки Размик вызвался прыгнуть.
"Меня не пускали, и я от обиды заплакал. Инструктора сжалились и пустили меня в самолет. Это было неописуемо, ведь я парил в небе впервые", — рассказывает Гаспарян.
Так началась деятельность дедушки Размика, который уже к 27 годам носил звание первого мастера парашютного спорта СССР среди мужчин. За весь этот период он совершил 606 прыжков, и почти никогда ему не было страшно прыгать с высоты более 2000 метров.
На его памяти нет ни одного случая, когда парашют подвел бы и не раскрылся. Дядя Размик считает, что неудачи в этом виде спорта случаются только из-за человеческой неосторожности.
"Однажды, выписывая в воздухе фигуры, я допустил ошибку и, не успев выпрямиться, дернул за кольцо. Парашют раскрылся раньше времени, а я запутался в его стропах. Случай произошел над санаторием в Арзни", — вспомнает дедушка.
Гаспарян считает, что самое главное в таких случаях — не терять хладнокровия и не поддаваться панике. У каждого парашютиста есть при себе нож как раз на такие случаи, чтобы за считанные секунды перерезать клубок и успешно приземлиться.
Но даже у влюбленного в профессию дядю Размика бывали минуты сомнений — а вдруг не раскроется, вдруг боевой друг подведет?!
От парашютиста до летчика — один шаг
Летчиками становятся к 22 годам, однако наш дядя Размик впервые сел за штурвал воздушного судна только в 29. Звание мастера парашютного спорта позволило ему заочно окончить отделение пилотов Калужского авиационного центра при ДОСААФе.
"За меня ходатайствовал племянник Маршала Бабаджаняна, который был близок с Маршалом Покрышкиным (маршал Советского Союза, председатель ДОСААФ, — ред.). Меня приняли в качестве исключения ", — признался дед Размик.
Летные годы для него были самыми счастливыми и погибнуть в судне ему страшно не было — ведь он "погиб бы за штурвалом и, главное, — летчиком".
Дедушка Размик не боялся никогда. Страх, считает Размик Гаспарян — всего лишь защитная реакция человеческого мозга, но любовь к профессии помогает его преодолеть.
"Однажды я летел из Краснодара в качестве командира судна Як-40. Были проблемы с шасси — они не закрывались, а мне еще оставалось полтора часа до посадки", — сказал дядя Размик.
Несмотря на сложную и аварийную ситуацию, ему все-таки удалось благополучно посадить судно и спасти жизни пассажиров.
У летчиков свои суеверия: перед выходом из дома за ним всегда выливали ведро воды. Есть в Армении такая примета — на удачу.
Размик Гаспарян завершил карьеру летчика в 1998 году из-за профессиональной болезни — частичной потери слуха и головных болей. Тогда и основал музей гражданской авиации.