ЕРЕВАН, 12 дек — Sputnik. Нидерландская сторона заработала на истории с задержанием коллекции скифского золота, привезенного из крымских музеев, приводит РИА Новости слова директора Керченского историко-культурного заповедника Татьяны Умрихиной.
Коллекция скифского золота, около двух тысяч артефактов, была вывезена из крымских музеев на выставку "Крым: золото и секреты Черного моря" в археологический музей Алларда Пирсона в Амстердаме в начале февраля 2014 года, еще до того, как Крым воссоединился с Россией. С тех пор российская и украинская сторона, считающая коллекцию своей собственностью, не могут решить, кому возвращать артефакты.
Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть коллекцию в Крым. Окружной суд Амстердама в октябре впервые рассмотрел дело и планирует вынести вердикт по нему 14 декабря.
"Я уже не говорю о том, как они (нидерландский музей) заработали на наших экспонатах в этой в кавычках сенсации. Ведь там стояли сумасшедшие очереди", — сказала Умрихина.
В комментарии агентству директор Керченского историко-культурного заповедника отметила, что задержание коллекции крымских музеев в Нидерландах является прецедентом в музейном сообществе. Она высказала мнение, что Нидерланды попытаются также возложить обязанность по оплате услуг по хранению коллекции на ту сторону, в чью пользу будет принято решение.
"Это очень большие суммы, тем более могут включить сюда и страховую часть, а страховка на наши предметы огромная. Я думаю, что они на этом также попытаются хорошо заработать", — сказала Умрихина.
Она сообщила также о том, что перемещение коллекции и вскрытие витрин происходило в отсутствии представителей крымских музеев, что является грубейшим нарушением межмузейного права и договора.
В задержанной коллекции находится 190 предметов из керченского музея, в том числе уникальные экспонаты из золота, сказала директор. Среди экспонируемых на выставке в Амстердаме предметов, по мнению всех исследователей, самой ценной в научном и художественном значении считается двустороннее скульптурное изображение "Змееногой богини".