Говорят: всем правит случай, знать бы еще, кто правит случаем. Автор знает. В предлагаемой ниже истории случаем правил партийный руководитель Армении Карен Серобович Демирчян.Теперь, собственно, история.
Всякая политическая кампания, выборы в Верховный Совет республики в том числе, предполагала по меньшей мере три вещи: прописанный во всех деталях сценарий подготовки и проведения так называемого волеизъявления трудящихся, активное вовлечение средств массовой информации в проводимое мероприятие и участие в нем официальных представителей Москвы — для придания значимости тому, что должно будет произойти. В связи с чем «Известия» командировали в Ереван политического обозревателя Николая Хохлова, специализировавшегося на африканской тематике, но в данном случае это не имело никакого значения — отсидевший в застенках конголезского диктатора Чомбе несколько месяцев, Хохлов стал узнаваемой знаменитостью, а большего для возложенной на него миссии и не требовалось.
Впрочем, дело предстояло нехитрое: подготовить специальную страницу «Навстречу выборам», рассказать о нескольких кандидатах в депутаты (выбор за собкором «Известий), дать слово избирателям, самим кандидатам, сверстать макет полосы, подобрать к ней фотоснимки, а дальше представить ее на ознакомление главному лицу республики.
На завершающем этапе работы подключился и председатель президиума Верховного Совета Бабкен Саркисов. Сделав несколько несущественных замечаний, полосу одобрил, после чего сотворенное полагалось нести к первому секретарю ЦК.
На следующий день мы уже были в кабинете Карена Демирчяна. Первый секретарь с интересом расспрашивал московского гостя о Патрисе Лумубе, об Африке вообще, а поскольку затем Хохлов работал также в Афганистане и Пакистане, то живой интерес был проявлен и к этим странам. Подали кофе, что как следовало ожидать, сместило беседу к истории происхождения этой почитаемой в Армении культуры с упоминанием Эфиопии, где Хохлов не только бывал, но даже встречался с тамошними армянами.
Между тем, макет газетной полосы сиротливо лежал на столе и ждал своего часа.
— Что-ж, посмотрим, что тут у нас нарисовалось,- сказал, наконец, Демирчян.
Пробежав по диагонали предвыборное, он непроизвольно кивал головой: мол, все правильно, все как должно быть и, собираясь уже оторваться от чтения, вдруг насторожился.
— А это откуда?
— Что именно?
— Откуда взяли, что Юрик Варданян выдвинут в депутаты?— с любопытством уставился Демирчян на Саркисова.
— В самом деле, откуда?— сурово перевел на меня взор Председатель президиума.
Круг замкнулся:оглядываться мне уже было не на кого. Объяснить старшим товарищам и самому себе, с чего это я вдруг включил прославленного тяжелоатлета в числобудущих избранников народа, ваш автор не мог.
Скорее всего, сработало то, что на тот год пришелся пик славы Варданяна: сорок три мировых рекорда, семь золотых медалей чемпиона мира, золотая олимпийская награда за победу в турнире тяжелоатлетов на Московской Олимпиаде перевернули все представления о человеческих возможностях, и что за тяжесть по сравнению с поднятыми на вытянутых руках тоннами железанепыльная работа депутата республики?Потому ответ на вопрос, «Если не он, то кто?» выскакивал как бы в автоматическом режиме.
Тем не менее, в лежащем на начальственном столе списке фамилия «Варданян» не значилась. Но ровно до той минуты, пока рука Демичяна не потянулась к списку, чтоб решительным росчерком пера вписать ее туда, где ей следовало быть. Без долгих размышлений, согласований, утверждений, на одном дыхании, как бы восстанавливая попранную справедливость — так, во всяком случае, показалось автору.И если кто-то видит в тоталитаризме советского образца только минусы, то вот вам, пожалуйста…
…В дополнение к вышеизложенному. В 2009 году Юрий Варданян стал советником президента Армении, затем работал министром спорта и по делам молодёжи, в настоящее время — Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Армения в Грузии.