Лаура Саркисян, Sputnik.
Встреча в Вене грузинской делегации, возглавляемой министром Кахой Каладзе, с представителями российской компании "Газпром-экспорт" завершилась недовольством официального Тбилиси.
"Они ("Газпром", — ред.) предложили перейти на финансовую оплату за транзит газа в Армению, однако сейчас в качестве компенсации мы получаем 10% газа от общего объема поставок", — сказал в беседе с журналистами вице-премьер, министр энергетики Грузии Каха Каладзе.
По его словам, предложение "Газпрома" неприемлемо для Грузии. Официальный Тбилиси настаивает на соблюдении прежних договоренностей, а именно получении в качестве транзитной платы 10% от общего объема газа, поставляемого в Армению.
Недовольство Тбилиси понятно, ведь потеряв российский газ, Грузия сталкивается с новой проблемой. С одной стороны, девальвация национальной валюты — лари и возможные потери в случае монетизации газа за транзит, с другой стороны, без 10% газпромовского газа, Грузия впадает в полную зависимость от своего самого крупного поставщика голубого топлива — Азербайджана.
Каладзе не раз подчеркивал "заслугу и роль "Газпрома" в том, что сегодня Грузия может вести торги о снижении цены на газ с SOCAR".
Эксперты отмечают, что Грузия освободится от частичной газовой зависимости лишь к 2019 году, при условии разработки второй фазы проекта азербайджанского месторождения "Шах-Дениз", а также проектов Tanap (Трансанатолийский газопровод) и Tap (Трансадриатический), в которых она играет важную стратегическую роль.
Эти проекты входят в "Южный газовый коридор", предусматривающий транспортировку азербайджанского газа "Шах-Дениз 2" в Европу. Tanap пройдет от восточной до западной границы Турции и соединится с Tap, идущим в Грецию, Албанию по Адриатическому морю — на юг Италии. В рамках этих проектов в Грузию будет инвестировано 2 миллиарда долларов, и с 2019 года страна сможет получать дополнительные объемы природного газа по льготной цене.
Сейчас же даже при желании Баку не в состоянии полностью обеспечить Грузию газом из-за недостаточных запасов топлива.
Перед газовой проблемой Грузия встала еще в начале года. Тогда Каладзе для покрытия возможного дефицита сделал попытку провести переговоры с Тегераном о поставках коммерческого иранского газа либо через Армению, либо через Азербайджан. Однако и они не принесли ожидаемого результата.
Переговоры же с "Газпромом" осложняет то, что недовольство в грузинском обществе на фоне экономического кризиса в стране может быть использовано оппозиционными силами Грузии против правящей партии "Грузинская мечта".
Тбилиси остается выбирать — либо зависимость от Баку, либо поиск альтернативных путей.