ЕРЕВАН, 20 дек — Sputnik, Нелли Даниелян. Речи первого президента всегда вызывают широкий резонанс, это уже стало закономерностью, независимо от того, скажет он что-то новое или нет.
На этот раз Тер-Петросян, кажется, тоже ничего нового не озвучил. Он говорил о том, о чем в Армении знают все: тяжелое социальное положение, полное отсутствие экономики, сфальсифицированные выборы, бездействие правосудия, нарушение норм демократии и прав человека, коррупция, источник всех бед и нескончаемое хищение государственного имущества.
Добавить к вышесказанному, кажется, нечего. Можно лишь напомнить, что коррупция в большей или меньшей степени, возможно, в несколько иной форме пустила корни в 90-е годы. Конечно, после съезда АНК Тер-Петросяну напомнили об этом. Нашлись и такие, кто квалифицировал выступление первого президента как "речь мужественного человека". Автор данной оценки Наира Зограбян считает проявлением мужества тот факт, что Тер-Петросян высказал мысли, с которыми определенная часть армянского общества не согласна.
Речь идет, конечно же, не о социально-экономических проблемах. Тут, напротив, значительная часть общества, в том числе и представители власти, разделяет мнение Левона Тер-Петросяна. Речь о куда более болезненном и деликатном вопросе, связанном с мирным урегулированием карабахской проблемы.
Подвергнув критике деструктивную политику властей в этом вопросе, лидер Армянского национального конгресса заявил, что иного решения проблемы, кроме поэтапного, не существует.
"Иного решения проблемы не существует. Сегодня на столе переговоров — тот же поэтапный вариант. По сути дела, на столе переговоров сегодня находится то же предложение о поэтапном урегулировании, что и в 1997 году", — заявил Тер-Петросян, пояснив, что взамен некоторых территорий Карабаху предлагается международно признанный промежуточный статус, предусмотрено также размещение на линии соприкосновения международных миротворческих сил.
Левон Тер-Петросян подверг острой критике идею "нация-армия", которая нашла отражение в программе нового правительства и обрела силу закона. Он назвал ее провальной, непродуманной и опасной. Единственным следствием претворения в жизнь этой идеи станет увеличение чила мигрантов.
По словам Тер-Петросяна, идея "нация-армия" нацелена на сохранение статуса-кво, просто подается она в иной упаковке.
"Конечно, можно подумать, что выдвижение идеи "нация-армия" является очередным патриотическим флиртом или же одним из пустых предвыборных лозунгов правящей партии из серии "станем всей нацией партизанами". Если это так, то данная идея не так уж и опасна, ибо она лопнет, как очередной мыльный пузырь, считает первый президент Армении.
Официальный ответ, правда, с небольшим опозданием, прозвучал вчера вечером в аэропорту. Министр обороны Виген Саркисян перед тем, как отправиться в командировку, заявил перед камерами трех телекомпаний: "Идея "нация-армия" никак не связана с милитаризацией государства, она касается тесного сотрудничества общества и вооруженных сил".
Вигена Саркисяна возмутили и слова Левона Тер-Петросяна о президенте Азербайджана Ильхаме Алиеве. В своем выступлении Тер-Петросян назвал азербайджанского лидера "рациональным государственным деятелем, способным на пропорциональные шаги, направленные на установление мира".
"Давать подобные оценки человеку, который считает армян врагами Азербайджана, а Ереван — исторической азербайджанской территорией, означает искажать реальность", — заявил глава оборонного ведомства Армении.
Больше всего армянскую общественность возмутил комплимент Ильхаму Алиеву, а особенно тот факт, что сказан он был через несколько месяцев после апрельской войны, когда пережившие ужасы апреля 2016-го талишцы еще не вернулись в свои разрушенные дома. А может, Тер-Петросян считает, что эта война, унесшая жизни многих армян и ставшая причиной трагедии во многих армянских семьях, — также один из "пропорциональных шагов рационального деятеля"?
P.S. "Мы не должны обманывать себя и тешить напрасные иллюзии, у нас нет союзников в том, что касается независимости Карабаха. Никто не решит этот вопрос за нас. Его решим мы и сделаем это в силу наших возможностей", — этими словами Тер-Петросян завершил свою статью "Война или мир?", опубликованную 1 ноября 1997 года. Через три месяца, 3 февраля 1998 года, первый президент заявил о своей отставке, попросив прощение за допущенные ошибки.
Сегодня, спустя 20 лет, выступление Тер-Петросяна свидетельствует о том, что его позиция относительно разрешения карабахской проблемы не изменилась. Только сегодня она "приправлена" новыми политическими нюансами и интригами.