Амалия Папян, Sputnik.
Ее именем был назван также считавшийся в свое время самым большим мост, на долю которого выпало столько же мук и испытаний, сколько и самой императрице.
Вначале принцесса Баварии (это были самые беззаботные дни ее жизни), потом жена Франца Иосифа I, императрица Австрии и наконец королева Венгрии. Как и во все времена, тогда тоже не слишком жаловали власти: причины для недовольства есть всегда, однако Сиси любили все — нежную, женственную, но в то же время свободолюбивую и своенравную девчонку, которая вышла замуж в 15 лет.
В отчем доме ее называли Сиси — и друзья, и все те, кто ее любил. Сиси вышла замуж после случайной встречи. Было предусмотрено, что Франц Иосиф должен взять в жены старшую сестру Елизаветы, но… это была любовь с первого взгляда. Впервые в жизни Франц пошел против воли матери, сказав: "Либо Елизавета, либо никто". Спустя ровно месяц, усеянная лепестками роз, лодка влюбленных мчалась по Дунаю увозя с собой молодую, я бы сказала, юную невесту из Баварии в Вену. Не веря в собственное счастье, Франц признается: "Я влюбился как офицер и счастлив как бог".
Уже на следующий день после свадьбы для Сиси начинаются трудные времена. Королева София считает большим недостатком непосредственность молодой женщины, плохой привычкой — любить лошадей и быть мастером верховой езды, причиной порицаний становится и специально созданный для Сиси спортивный зал во дворце.
Так вечное столкновение красоты с системой ценностей королевы Софии постепенно превратили жизнерадостную Сиси в замкнутую императрицу. Уже на следующий год после замужества рождается первенец Сиси, однако заниматься воспитанием и заботиться как о первом, так и об остальных детях ей было строго запрещено. Императрица видела своих детей в строго установленные часы и только в присутствии свекрови.
Исключением стал лишь один случай, когда ей позволили попутешествовать с детьми. Именно тогда умерла одна из ее дочерей. Спустя несколько лет покончил жизнь самоубийством и единственный наследник трона.
Судьба императрицы Елизаветы Баварской была полна трудностей и несчастий, однако она до последних дней следила за своей внешностью, соблюдала диету. Ее рацион был даже немного странным: например, в обед она могла довольствоваться лишь чашкой недоваренного мясного бульона или двумя сырыми яйцами. Она строго следила за своей фигурой, сохраняла завидно тонкую талию, ну а о волнистых волосах, ниспадающих до пят, говорят по сей день.
Императрица имела обыкновение мыть волосы яйцом и коньяком, что придавало ее и без того роскошным волосам своеобразный блеск. Эту привычку императрицы и ее круглогодичные путешествия объясняли разгульной жизнью, усматривали в этом проявление несдержанности и ненасытности, и лишь немногие знали, что Сиси просто убегала из дому.
Она так и не смогла принять пустоты и напыщенности дворцовых нравов. Любопытно, что, будучи благородного аристократического происхождения и всегда жившая в роскоши эта женщина терпеть не могла лицемерия и лживости придворных.
Смерть императрицы была абсурдной: какой-то итальянский террорист вонзил ей прямо в сердце хорошо заточенный напильник. Сиси за свою жизнь привыкла к боли, те страшные удары, которые нанесла ей судьба, сделали ее сильной. Укол тщательно наточенного напильника в сердце был не столь чувствителен для ее души, охваченной невыносимой болью после потери двух детей.
Возможно, по этой причине получившая смертельную рану Сиси прожила еще час, самостоятельно поднялась на палубу, побледнела и, упав, сказала: "Что это со мной?"
Несколько сокрушительных ударов выпало и на долю моста Эрджебет, названного в честь императрицы Елизаветы. Он был разрушен и заново отстроен несколько раз. Мост Эрджебет возведен над самой узкой частью реки Дунай, и несмотря на это, ширина моста позволяет иметь четыре автомобильные полосы и два пешеходных тротуара.
Длина моста составляет 290 метров, он соединяет правый и левый берег Будапешта. В свое время по мосту шел даже трамвай.
В начале 20 века, когда его построили, мост любви выглядел совсем иначе. Он был разрушен в годы Второй мировой войны. От былой красоты моста сохранились лишь фрагменты и фотографии, которые сегодня хранятся в музее. Однако мост, считавшийся символом любви, не был забыт, потребность в нем чувствовалась постоянно.
И будапештцы решили восстановить Эрджебет.
Был объявлен международный конкурс, в котором участвовали проекты более 50 архитекторов из Америки, Европы и один из России. Победил в нем немец, однако его проект посчитали слишком дорогим и сложным. И дело доверили двум венгерским архитекторам, хотя в тендере они не участвовали.
В основу своей работы местные архитекторы положили принципы доступности и простоты, что импонировало властям. Мост построили за шесть лет, периодически приостанавливая работы и вновь возобновляя их.
Наконец, в 1903 году мост был введен в эксплуатацию. Тогда никто не мог предполагать, что он вновь будет разрушен до основания. Зимой 1945 года отступающая фашистская армия, перейдя мост, взорвала его, чтобы уйти от преследования.
Таким образом, столица Венгрии вновь на 15 лет осталась без моста любви. И это единственный мост в Будапеште, который не удалось сохранить в прежнем виде. Восстановлены его ширина, его прочность, но, увы, не былая привлекательность.
В 2005 году мост, построенный в честь императрицы, вошел в историю. Как Сиси была символом любви и красоты в Европе, так и мост Эрджебет вошел в Книгу рекордов Гиннесса как мост любви. Здесь, на этом мосту, одновременно поцеловались 5875 влюбленных пар. Конечно, для установления рекорда этот мост был выбран не случайно, ведь автором идеи белого подвенечного платья и его первой носительницей стала именно она — Амалия Евгения Елизавета Баварская.