ЕРЕВАН, 4 янв — Sputnik. В галерее "Дрезден" открыта художественная выставка "Тифлисъ — Эривань". В экспозиции представлены более ста работ армянских и грузинских мастеров. Корреспондент Sputnik Грузия пообщалась с организаторами и посетителями галереи и узнала о том, что такое тифлисская школа живописи и чем она интересна.
"В названии экспозиции мы использовали старые обозначения Тбилиси и Еревана (до 1936 года), так как большинство из представленных мастеров жили в то время. Почему именно Армения и Грузия? Дело в том, что Тифлис тогда был культурной столицей Закавказья, куда приезжали многие талантливые художники и поэты, среди них были и армяне. Мы хотели сделать акцент на культурной связи двух стран, которая сохраняется и по сей день. Кроме того, некоторых художников сложно отнести только к одной стране, например, многие армяне родились или выросли в Грузии, другие же переехали в Тифлис, чтобы заниматься непосредственно искусством" — сказал куратор выставки, руководитель SarGallery Тигран Маргарян.
Отличить творчество армянских художников от грузинских, действительно, сложно. Для представителей обеих стран характерны яркие и насыщенные краски, горные и морские пейзажи, изображение цветов и уютных двориков старого города. По словам Тиграна Маргаряна, угрюмых и пессимистичных работ практически не встречается.
В первую очередь, это связано с теплым климатом и богатой природой, а также с особенностями национального характера, к которому относятся дружелюбие и уважение к старшим, жизнерадостность и гостеприимство, любовь к застольям и почитание (женской) красоты. Однако несмотря на схожие мотивы, каждый автор имеет свой почерк.
Одним из ключевых художников, представленных на выставке, является Мартирос Сарьян, которого называют патриархом армянской живописи.
В коллекции имеются его фотографии, где можно увидеть, как к гуру на поклон идут молодые мастера. А также Вардгес Суренянц, чьи картины выставлены в музеях по всему миру. В экспозиции есть одна его необычная работа — она выполнена на палитре для красок. На ней изображена замужняя девушка, ученица Суренянца, в которую он был влюблен. И, конечно, режиссер Сергей Параджанов со своими набросками, сделанными в тюрьме в 70-х годах. И хотя зарисовки выполнены не в реалистичной манере, если встретить его персонажей на улице — их сразу можно узнать.
"Мы делали акцент на узнаваемых фамилиях, которые ставятся в пример и которые на слуху. Это первый ряд тбилисских художников — своего рода отдельная школа в восточном искусстве. Здесь есть редчайшие вещи, жемчужины, которые очень трудно найти в тех или иных коллекциях, только в национальных музеях".
В свою очередь член Союза художников России Татьяна Годовальникова отметила, что Мартирос Сарьян ее очень впечатлил, так как нечасто увидишь на выставках его картины.
На выставке "Тифлисъ — Эривань" можно встретить представителей разных направлений: от реалистов до авангардистов, есть даже импрессионные вещи. Более того, организаторы не стали ограничиваться двумя городами и представили публике французских художников Жана Жансема (при рождении Ованес Семерджян) и Жана Карзу (при рождении Гарник Зулумян). Эти мастера выросли во Франции и состоялись там как художники, однако немногие знают, что они были этническими армянами. Их картины отличаются от представителей тбилисского круга. В основном, они рисовали в смешанной технике, используя акварель и тушь. У Жана Карзу — это парижские пейзажи, а у Жана Жансема — женские силуэты.
Выставка "Тифлисъ — Эривань" продлится в галерее "Дрезден" до 15 января.