Нелли Даниелян, Sputnik
В 30-50-е годы найти елку было не так уж и просто, поскольку дома украшались натуральными елями, которые выращивали в специально отведенных местах и продавали в строго ограниченном количестве. Благодаря бурно развивающейся химической промышленности, в 60-ые годы в советских магазинах появились искусственные елки. Покупка синтетической елки освобождала от ежегодной "головной боли", но, надо отметить, первые модели главного новогоднего атрибута сильно отличались от нынешних искусственных красавиц. Были они невзрачными, неказистыми и грубыми. Постепенно люди стали возвращаться к истокам и отдавать предпочтение деревьям "а ля натюрель".
В постреволюционный период под запретом была не только елка, но и сам Новый год, считавшийся пережитком буржуазного общества. Так что о ели и празднике на некоторое время было приказано забыть.
Только в 30-е годы прошлого столетия, когда стало очевидно, что пустившую в народе глубокие корни традицию истребить совсем нелегко, советские власти решили все-таки елку "узаконить", как и Новый год, правда, полностью искоренив религиозную подоплеку праздника.
В 1937 году главная елка страны была впервые установлена в столице — Москве. Самая красивая и самая высокая ель была привезена из леса. Уже на следующий год елки были установлены во всех столицах союзных республик. Как выглядела первая елка в Ереване — неизвестно. В историческом музее Еревана корреспонденту Sputnik Армения сообщили, что никаких документальных кадров и других свидетельств не сохранилось.
Тем не менее, армянским этнографам и историкам удалось выяснить, как выглядела праздничная елка в старину, и какой трансформации она подверглась, чтобы стать такой, как сейчас.
В основу армянской елки заложена идея Древа жизни. Дерево у армян всегда считалось символом жизни и вечности. Во времена государства Урарту существовал культ поклонения платану. На дереве даже гадали и предсказывали с его помощью будущее.
Генеалогическое древо также символизирует вечность, ведь недаром его изображают в виде дерева с толстым стволом и многочисленными ответвлениями.
Рождественский декор елки также тесно связан с народными поверьями. Изначально Древо делали вручную из древесины. Его украшали разноцветными тканями и нитками, на ветках красовались букеты пшеницы — символ изобилия и плодородия, а игрушки на самом деле были ритуальными амулетами, призванными изгонять злых духов.
В Армении традиция украшения елки появилась в более поздний период и связана с одной христианской легендой. Она гласила, что во дворе, где дева Мария и Иосиф спрятали младенца Христа было три дерева — шелковица, пальма и ель. Из листьев шелковицы делали для младенца пастель, пальма защищала его от палящего солнца, и только ель со своими колючками была ни на что непригодна. И когда звезды увидели с небес, что ель плачет, спустились и осели на ее ветках. Дерево засияло и засверкало, вселив в сердце маленького Христа радость.
Версия материала на армянском языке>>