Владимир Сажин, политолог — востоковед для Sputnik Persian.
Иран является третьим по величине производителем нефти в ОПЕК. В конце ноября организация приняла историческое решение сократить совокупную добычу нефти на 1,2 миллиона баррелей в сутки (б/с). Исключение было сделано для Ирана, который настаивал на восстановлении своей рыночной доли после снятия с него санкций, ограничивавших экспорт нефти. Согласно условиям сделки ОПЕК, Иран сможет увеличить добычу в 2017 году на 90 тыс. б/с.
Ушедший 2016 год был удачным для Ирана. 16 января начался процесс снятия с Ирана международных финансово-экономических санкций, введенных из-за ее ядерной программы, угрожавшей режиму нераспространения ядерного оружия. Иранский бизнес вздохнул свободнее, выводя стагнирующую под бременем санкций экономику из изоляции. Это положительным образом затронуло и нефтяную промышленность.
За 2016 год доходы ИРИ от продажи нефти взлетели почти на 90%. Сейчас добыча сырья в стране держится на уровне 3,7-3,9 млн б/с, а экспорт возрос до 2,5 млн б/с, что превосходит досанкционный уровень. Рост продаж нефти объясняется не в последнюю очередь именно вбросом на рынок нефти, хранившейся в танкерах. Эти меры позволили говорить о предстоящих доходах в казну страны на уровне 21 миллиарда долларов.
Договоренности нефтедобывающих стран сократить производство нефти в целом подняли ее цену на мировом рынке с 40 до почти 58 долларов за баррель.
Однако, по мнению наблюдателей, нефтяная бизнес активность Ирана сдерживает поступательное движение нефтяных цен наверх. На 11 января цена нефти упала до 53,77 доллара за баррель.
Конечно, иранская нефть — это один из факторов, тормозящих рост нефтяных цен. Но не единственный. Как отмечают специалисты в области нефти, цена в 50 долларов за баррель и чуть больше, является приемлемой для активизации добычи американской сланцевой нефти.
При этом выбрасываемая на рынок сланцевая нефть вызывает быстрое падение цен, после чего сланцы снова "отступают". Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока технологии сланцевой добычи не приведут к еще большему снижению себестоимости, что, естественно, передвинет "красную линию" к более низким ценам.
Интересный факт, подтверждающий эту тенденцию. Себестоимость добычи сланцевой нефти в США снизилась на некоторых скважинах до 20 долларов за баррель, вплотную приблизившись к стоимости добычи нефти обычным способом. Такое положение вещей объясняется тем, что технологии добычи сланцевой нефти стремительно усовершенствуются, и если в 2012 году себестоимость добычи нефти данным способом составляла порядка 100 долларов, то буквально за четыре года ее удалось сократить почти в пять раз.
Очень примечательный факт: как сообщил на днях директор Центра по исследованиям министерства нефтяной промышленности Махмуд Нажан, Иран подтверждает значительное количество запасов сланцевой нефти в провинции Лурестан. Хотя это только пока слова (в отличие от американского «сланцевого дела») не исключено, что данная информация может поколебать нефтяные цены.
Кроме того, многие специалисты нефтяного рынка с некоторым недоверием относятся к договоренностям стран ОПЕК и присоединившимся к ним о «заморозке» добычи нефти. Это, в первую очередь, преимущественно краткосрочные (до полугода) цели по поддержанию цен. К тому же, дисциплина стран-членов ОПЕК по соблюдению квот традиционно является низкой, так что не ясно, будет ли решение выполняться.
В этих условиях вполне понятна нефтяная политика Ирана: использовать в полной мере сложившуюся конъюнктуру. При этом Тегеран не ждет высокой цены, а стремится заработать на объемах экспорта, не снижая, а увеличивая добычу и, соответственно, экспорт.
Ведь, — и это, быть может, самое главное — диапазон цен в 40-50 долларов за баррель устраивает Тегеран. Как заявил недавно директор Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) по международным связям Мохсен Камсари, нынешние нефтяные цены приемлемы, поскольку себестоимость добычи у NIOC меньше 10 долларов за баррель. Уточним, что по данным международных источников, себестоимость иранской нефти приближается к пяти долларам.
Таким образом, Иран сегодня находится в наиболее выгодном, привилегированном положении на нефтяном рынке. Во-первых, он активно и совершенно законно увеличивает добычу, а, во-вторых, ИРИ имеет хороший запас нефти, хранящихся в танкерах (около 17 млн баррелей), что дает ему возможность продавать нефть без увязки с добычей. И самое главное — продавать ее со значительными скидками с целью задела на будущее — то есть создания обширной клиентской базы.
Источник Sputnik Persian.