Родители Мансуряна музыкантами не были, но интерес и любовь к искусству всегда в семье культивировалась. Сестра Мансуряна — Аракс Мансурян (известная оперная певица — ред.), гостившая во время нашей встречи его доме, вспоминает, что в бейрутский период жизни утро семьи всегда начиналось с песни.
В 1947 году, когда пошла первая большая волна переселенцев, семья Мансурян переезжает на родину. Поселились в селе Пемзашен Ширакского района, где провели первые десять лет жизни в Армении и где семье, не привыкшей к условиям каменистой местности, пришлось очень нелегко. Старший сын — юный Тигран ходил вместе с отцом-фотографом по селам Артикского района, помогая зарабатывать на кусок хлеба и стараясь хоть как-то облегчить родительскую ношу.
"Я был счастлив, когда в конце учебного года выпадала возможность фотографировать своих сверстников или учащихся постарше на виньетки, помогая таким образом отцу, у которого были проблемы со здоровьем", — вспоминает Мансурян. Иногда вместо денег с ним расплачивались продуктами: кто яйцами, кто молоком.
Тигран Мансурян учился в ленинаканском музыкальном училище вплоть до 1965 года — до переезда в Ереван. А заниматься ему приходилось на единственном доступном инструменте, что находился в сельском клубе. И не было никого, кто мог бы помочь юному музыканту, дать направление. Маэстро вспоминает, как до поступления в музыкальное училище зачастую просто садился за фортепиано и пытался наигрывать мелодии. Именно тогда он и освоил самостоятельно нотную грамоту, чем несказанно удивил педагогов.
Жизнь в Ереване медом тоже не казалась — трудностей хватало. Молодым студентам, чтобы свести концы с концами, приходилось параллельно работать.
"Мне пришлось работать разнорабочим, чтобы иметь возможность учиться", — рассказывает маэстро.
История любви Мансуряна началась в годы учебы в Ереванской консерватории имени Комитаса, где он и встретил свою будущую жену.
"Когда я впервые ее увидел, даже имени не знал, но был уверен, что она станет моей женой", — с улыбкой вспоминает Мансурян.
Его жена была по профессии музыковедом, но всю свою жизнь посвятила мужу и семье, была его помощницей и любимой супругой.
В знак своей большой любви композитор посвятил супруге замечательное произведение — музыкальную серию по мотивам стихотворений великого армянского поэта Егише Чаренца, ярым фанатом которого была жена Мансуряна.
Тигран Мансурян работал в разных музыкальных жанрах, однако широкой общественности он известен, прежде всего, по чарующим музыкальным произведениям, написанным для кинофильмов.
Эта сторона творческой жизни композитора становилось иногда яблоком раздора: ожидания и требования жены-музыковеда не ограничивались музыкой к кинофильмам.
"Когда приходили из киностудии, моя жена сердито говорила, что взорвет ее к черту. Говорила, что я трачу на это много времени, хотя мог бы делать нечто более значимое, чем писать музыку для кино", — с грустью вспоминает маэстро.
Несмотря на большой интерес к нему со стороны зарубежных специалистов и разного рода приглашений по работе, Тигран Мансурян продолжает жить и работать в Армении. Он армянин до мозга костей, обожает все армянское, а в древнем армянском языке и литературе черпает вдохновение.
"Как музыкант, я сын армянского языка. Мой самый великий учитель — это армянский язык. Я его обожаю", — признается композитор.
"Он не от мира сего, Тигран Мансурян — гениальный музыкант. Он гений, если бы он услышал меня, то сказал бы, что я сошла с ума. "О чем ты?" сказал бы он мне. Но правда в том, что он величина, он — живая история",- шепчет Аракс Мансурян, не скрывая слез и так, чтобы брат ненароком не зацепил краем уха ее признание…
Նյութի հայերեն տարբերակը>>