ЕРЕВАН, 5 фев — Sputnik, Давид Галстян. Студентка из Армении Алина Хачатрян познает тайны нейронауки (науки о мозге) в одном из самых передовых университетов мира — в шотландском Эдинбурге.
Она надеется применить полученные знания, в том числе о возможностях лечения болезней Паркинсона и Альцгеймера в Армении, где эта сфера практически не развита.
Дилижанский трамплин
Алина училась в простой школе в небольшом армянском городке Масисе, после чего поступила в Дилижанскую школу UWC. Сначала она не верила в то, что можно получить спонсорство и бесплатно учиться в Дилижане.
"Уже при поступлении я поняла, как сильно она отличается от обычной школы. Во-первых, одним из первых принципов школы — это рассматривать всех в качестве равных друг другу, жить в интернациональной среде", — говорит Алина.
Она отметила, что общение с представителями других наций позволяет больше узнаешь об их обычаях, традициях, культуре, что расширяет кругозор.
"Начинаешь понимать, что мир не настолько маленький, насколько ты представлял ранее", — смеется Алина.
Что касается формата образования, то он также абсолютно другой. Нет системы "вызубрил-рассказал", на уроках в Дилижанской школе дети обсуждают сам материал.
По ее словам, каждый человек имеет право на мнение, нет необходимости что-то зазубривать.
Эдинбургский университет
Еще во время обучения в Дилижанской школе она обратилась в ряд британских университетов, так как мечтала учиться именно там.
"У меня были приглашения из Лондона и Эдинбурга, сначала я не могла определиться, куда пойти, однако после посещения английской столицы поняла, что продолжать образование все-таки лучше в городе поменьше — Эдинбурге. Кроме того, здесь я смогла поступить сразу на второй курс", — говорит Алина.
Девушка учится здесь уже около полугода. Она изучает нейронауку — мозг человека, его функцонирование и связанные с ним болезни.
Студентам предоставлена возможность проводить научные изыскания, вполне возможно они смогут сделать какие-то открытия.
"Сами наши преподаватели — известные во всем мире ученые, которые являются авторами серьезных книг и исследований. Мы можем познакомиться со многими исследованиями, которые еще даже не были опубликованы", — рассказывает Алина.
В Армении это изучение мозга развито очень слабо, особенно на научном уровне. А центр нейронауки в Эдинбурге — один из самых развитых в мире. Там проводятся исследования по лечению таких заболеваний как болезни Альцгеймера и Паркинсона.
Впереди планеты всей
Разница в преподавании в Эдинбурге и Армении огромная, говорит Алины. Она отмечает, что в отличие от большинства армянских вузов, в Эдинбургском университете не зубрят лекции. Все, что преподается устно — имеется на визуальных слайдах. Большое время уделяется опытам — по 3-4 часа в неделю.
Кроме того, чтобы студенты "не засыпали на лекциях" они постоянно отвечают на онлайн-тесты по предмету, что позволяет преподавателю понять насколько хорошо усвоена лекция.
"По большей части мы читаем не книги, а научные статьи, исследования, которые проводились в последнее время, чтобы быть в ногу со временем. То есть мы продолжаем работать уже над ними, а не над информацией 70-х, 80-х или даже 2000-х годов", — говорит Алина.
Она призналась, что однажды в одной из последних исследований влияния алкоголя на мышей женского пола нашла неточность в графиках. Никто до этого не замечал ошибки, оказалось, что она была права. Вместе с учителем Анна написала авторам исследования, после чего в него внесли изменения.
В Эдинбургском университете проходят обучение около 50 000 человек. Среди них есть и армяне. Алина знает, как минимум, восьмерых.
"Армян очень мало. Когда я познакомилась со своим куратором, она сказала, что я первая армянка в ее практике. А работает она там уже 23 года", — говорит Алина.
Алина стремится после учебы вернуться в Армению. Для нее учеба в Дилижанской школе и Эдинбурге стала возможна благодаря поддержке Фонда развития Масиса и благотворительной организации Adibekyan Family Foundation for Advancement, поэтому возвращению на родину девушка придает особое значение.
Նյութի հայերեն տարբերակը>>