Исследования британских ученых свидетельствуют: ученики младших классов, приходящие в школу в домашних тапочках, учатся лучше, чем если бы сидели на уроках в обыкновенной обуви — сообщает английская The Guardian.
Каким образом тапочки способствуют усвоению материала, английские источники не объясняют. Что тут скажешь? Может все так, а, может, иначе. Автор помнит время, когда в школу приходили в галошах на босу ногу, но кончали с золотой медалью на груди.
Носить школьную форму в обязательном порядке постановили в бывшем СССР сразу после войны, но сказать, что школьникам она приходилась по фигуре и душе, нет, этого не было: мундирчики мышиного цвета с тяжелой бляхой на ремне бессвязно топорщились на мальчиках, а коричневые платья с черными (по торжественным случаям — белыми) фартучками и воротничками для девочек, опять же стесняли в движениях, не говоря уже о том, что придавали школьному ландшафту унылое однообразие.
Был в директивном ношении школьной формы вроде бы и свой резон. Формальная, скажем так, одинаковость рассаживала всех учеников на одной социальной ступеньке, хотя у кого мама с папой богаче, а у кого беднее, в классе знали все. Уже хотя бы по тому, как родительские комитеты несколько раз в году год собирали деньги для учеников из малообеспеченных семей и тем самым уточняли кто есть кто.
Словом, если оценивать одежду школьников того времени не только по колору, а в целом, то ничего унылее и тоскливей ученического обмундирования тех лет и представить себе трудно. Точно так обстояло и с прическами: девочки непременно в косичках без права иметь на голове нечто самодельное, мальчикам — короткая стрижка типа "бокс", а лучше — выбритые под "ноль" головы. Что поощрялось еще и по той причине, дескать, способствовало укреплению волос, откладывало появление лысины на потом. Оказалось — ерунда на постном масле.
Люди, вышедшие из школьной формы того времени, подтвердят: ничего путного обязаловка не дала. Но приходить в школу, одеваясь по принципу, кто во что горазд, тоже ничем не лучше: школьная форма должна быть красива и не стеснять, точно так, как и одевающихся по своему хотению не должны стесняться родители. Во всех случаях: форма ношения не может довлеть над содержанием обучения, которое в школах всех времен и народов — главное.
…Возвращаясь к английским тапочкам. Быть может, мягкая обувь, которую собираются закрепить на постоянной основе в начальной школе Findern primary school из города Дерби, и даст положительный результат. Как бы там ни было, исследованием британских ученых уже заинтересовались в школах двадцати пяти стран мира.
Армения в этом списке не значится. И правильно, нечего торопиться, поживем увидим, смогут ли тапочки повысить интерес к учебе и улучшить успеваемость на Британских островах или всего лишь увеличат объем производства и продаж мягкой обуви, что само по себе тоже неплохо.